XVIII Международная конференция студентов-филологов

Особенности функционирования глаголов передачи объекта в русских волшебных сказках

Цзиньтао Чэн
Докладчик
преподаватель
Державинский институт

215-а
2015-04-09
16:00 - 16:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе ставится задача рассмотреть особенности функционирования глаголов передачи объекта в волшебных сказках. Глаголы передачи объекта характеризуются как особый тип глаголов, выражающий взаимоотношение между основными участниками коммуникации: субъектом, объектом и адресатом.

Тезисы

В основе лингвистических исследований, выполненных в рамках вербоцентрического направления, лежит положение о ключевой роли глагола в семантико-синтаксической структуре предложения.
Глаголы ЛСГ передачи объекта служат для выражения ситуации передачи объекта – широко распространенного типа взаимоотношений между субъектом и адресатом. Как и другие каузативные глаголы, глаголы передачи объекта могут «увязывать в общий узел аргументы различной семантики» (Н. Д. Арутюнова), т. е. сочетаться как с именами конкретной (вещественной) семантики, так и с абстрактными именами существительными..Ср.: дать полцарства - дать совет, подарить клубочек – подарить улыбку.         
В сказочных текстах, взятых из сборника «Народных русских сказок» под редакцией А.Н. Афанасьева (1873) употребляется 16 из 54 членов данной ЛСГ. Идею передачи выражают также глаголы других ЛСГ, имеющие в своей семантике семы субъекта, адресата и объекта (разбрасывать деньги слугам, нести письмо царю). Большинство членов ЛСГ реализует свои валентные связи по типовой модели сочетаемости : S1  - Vf – O4 – 
A3.
Наиболее распространенной является ситуация, участникам которой выступает какое-либо лицо/сказочный персонаж (леший, чудовище, Баба Яга, дочь Бабы Яги и др.), а в качестве объекта используется материальный предмет (деньги, богатство, перо Жар-птицы и др.). Наряду со сказочными персонажами встречаются и реальные (царь, государь, сын, старик, охотник). В качестве предиката чаще всего выступает базовый глагол давать и группа лексем, наиболее близких к нему по характеру выражаемого действия (платить, дарить, подать, отдать, выдать, раздать, наградить, продать, присылать, поставлять, сдавать,обделять, одарять, передавать.).Наименее распространенной оказалась ситуация, в которой задействован нематериальный объект передачи. Например: Как выйдет к тебе корабль, в то самое время отдай дубу трижды приказ, чтоб он затворился; да смотри не забудь! (Иван Быкович).    
Как следует из примеров, в сказочных текстах семантика глагольных актантов разнообразна: в качестве участников передачи могут выступать  реальные лица, волшебные персонажи,  животные, предметы и под., так как фантастика в сказках переплетается с реальностью.