Когнитивное и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста при освоении категории локативности русского языка
            Юлия Аркадьевна Сова
        
        
        Докладчик
        
        
        магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
184
2015-04-07
17:00 -
        17:20
    Ключевые слова, аннотация
    Доклад
посвящен рассмотрению проблемы употребления локативных показателей в речи детей
4‑5 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) и без патологии. На примере проведенного эксперимента
выявлены закономерности освоения категории локативности во взаимосвязи с когнитивным
развитием в онтогенезе. Более высокий уровень когнитивного развития определяет
изменение локативных показателей в речи ребенка. 
Тезисы
    Для освоения  языковых единиц и категорий
необходимы определенные когнитивные предпосылки, позволяющие реализовывать в
речи накопленный опыт. Освоение языка и когнитивные способности находятся в
тесной взаимосвязи, в то время как овладение речью напрямую зависит от работы
мыслительных операций и наоборот. 
Доклад посвящен рассмотрению результатов
срезового эксперимента на выявление степени усвоения локативных конструкций русскоязычными
детьми (возраст 4-5 лет). Гипотезой нашего исследования стало предположение о том,
что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) по сравнению с нормой недостаточно сформированы пространственные
представления, а усвоение тех или иных локативных показателей происходит позже,
чем у детей в норме. 
Данные проведенного эксперимента,
сравнивающего употребление локативных средств детьми с ОНР и детьми без
патологии, позволили сделать следующие выводы.
1. Дети с диагнозом ОНР при ответе на вопрос,
предполагающий использование предложно-падежной конструкции (ППК), чаще
обращаются к группе собственно дейктических средств языка (местоименных
наречий, указательных местоимений, частиц: "там, вот"; жестов). 
2. Дети успешнее усваивают ППК со значением статики.
Конструкции со значением динамики скорее воспроизводятся
из инпута-вопроса, а не производятся самостоятельно. 
3. В речи детей с ОНР практически отсутствуют сложносоставные
предлоги. 
4. Дети с ОНР в 4-5 лет продолжают использовать в
своей речи протопредлоги (филлеры), хотя их употребление относится к раннему этапу
освоения грамматики детьми без речевых патологий. Падежные формы во всех подобных
случаях выбираются правильно. Таким образом, мы можем сделать предположение о том,
что  диагноз ОНР влияет на усвоение выбранной
семантической сферы: это выражается в замене более сложных локативных
конструкций на более простые, в употреблении показателей, которые уже не
свойственны детям выбранного возраста с нормальным речевым развитием. 
Значит ли это, что уровень когнитивного развития
ребенка с ОНР ниже, чем у ребенка без речевой патологии? Какова природа ошибок
детей с диагнозом ОНР: только лингвистическая или все-таки мыслительная
(когнитивная)?