Традиционные представления в нарративах рыболовов и охотников
Филипп Эдуардович Шейдаев
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2015-04-09
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен рассмотрению того, каким образом традиционный взгляд на мир проявляется в нарративах севернорусских охотников, насколько активны традиционные представления в сознании и речи жителей деревни в наши дни. Собранные материалы интервью рассматриваются с позиций нарратологии и этнографии. Основным предметом предполагаемого обсуждения являются два аспекта жизни и культуры деревенских охотников: представление о роде и представление о судьбе.
Тезисы
Целью исследования было выявление признаков «традиционных» представлений в нарративах современных жителей севернорусской деревни, признающихся в своем незнании прежних обычаев. Из собранных мною в ходе фольклорной экспедиции СПбГУ 2014 г. интервью с охотниками и рыболовами были выбраны фрагменты, содержащие рассказы о каких-либо событиях, произошедших с самими информантами или изложенных им третьими лицами. По моему предположению, устные достоверные
нарративы способны функционировать в качестве «хранителя традиции» и актуализировать традиционные представления в речи современных
жителей деревни.
Для решения поставленных задач были привлечены методики фольклористической нарратологии и этнографии. В рассказах о событиях из жизни рыбаков и охотников были обнаружены повторяющиеся элементы. «В причинно-следственных текстах сюжетной связкой событий служит способ интерпретации, мировоззренческая установка рассказчика. Его основой может быть этическое правило, представление о причине появления каких-либо объектов действительности - этиология, верования и приметы и пр. Связка фокусирует семантическое значение рассказа» (И.С. Веселова). Как уже не раз отмечалось, практики охоты и рыболовства в севернорусской деревне связаны с представлениями о роде и судьбе охотника: «рыбаки в своих рассказах склонны мифологизировать многие аспекты своей промысловой деятельности» (Гладарев Б.). Проанализировав собранный мной полевой материал, я пришел к выводу, что представления, свойственные традиционному обществу, исчезли или заменились новыми способами интерпретаций в рассказах не полностью. Несмотря на то, что сами информанты часто отрицают какую-либо связь с архаичным мировоззрением, их нарративы свидетельствуют о весьма ощутимом присутствии этой связи. Основным предметом предполагаемого обсуждения являются два аспекта жизни и культуры деревенских охотников и рыбаков: представление о роде и представление о судьбе.
Для решения поставленных задач были привлечены методики фольклористической нарратологии и этнографии. В рассказах о событиях из жизни рыбаков и охотников были обнаружены повторяющиеся элементы. «В причинно-следственных текстах сюжетной связкой событий служит способ интерпретации, мировоззренческая установка рассказчика. Его основой может быть этическое правило, представление о причине появления каких-либо объектов действительности - этиология, верования и приметы и пр. Связка фокусирует семантическое значение рассказа» (И.С. Веселова). Как уже не раз отмечалось, практики охоты и рыболовства в севернорусской деревне связаны с представлениями о роде и судьбе охотника: «рыбаки в своих рассказах склонны мифологизировать многие аспекты своей промысловой деятельности» (Гладарев Б.). Проанализировав собранный мной полевой материал, я пришел к выводу, что представления, свойственные традиционному обществу, исчезли или заменились новыми способами интерпретаций в рассказах не полностью. Несмотря на то, что сами информанты часто отрицают какую-либо связь с архаичным мировоззрением, их нарративы свидетельствуют о весьма ощутимом присутствии этой связи. Основным предметом предполагаемого обсуждения являются два аспекта жизни и культуры деревенских охотников и рыбаков: представление о роде и представление о судьбе.