Об экспрессивном синтаксисе в современном англоязычном дискурсе СМИ
Александра Владимировна Попова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
206
2015-04-07
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются экспрессивные синтаксические конструкции,
употребляемые в современном англоязычном дискурсе СМИ. Проанализированы
характерные особенности их употребления с целью влияния на общественное мнение
(на примере статей из новостных порталов bbc.com). Выявлена и обоснована
необходимость их наличия в современном языке СМИ. На
основе проведенного исследования дается определение понятию «экспрессивность»,
а также смежным понятиям. Формулируются основные характеристики выделенных
экспрессивных конструкций. Приводится количественная дистрибуция примеров.
Тезисы
Активное
развитие коммуникаций сделало дискурс СМИ неотъемлемой частью современного
общества. В рамках работы были исследованы экспрессивные конструкции дискурса
СМИ и их употребление в процессе создания общественного мнения. В ходе
исследования были использованы структурно-синтаксический, семантический и
прагматический методы. Цель работы — выявление типов экспрессивных
синтаксических конструкций и их функций на материале современных новостных
электронных СМИ.
Было выявлено многообразие подходов к пониманию экспрессивного синтаксиса. В данной работе под экспрессивным синтаксисом понимается намеренное нарушение общепринятых норм с целью создания определенного воздействия на реципиента. Также предлагается разграничить семантически близкие термины "экспрессивность", "оценочность" и "эмоциональность". Эмоциональность — это непроизвольное проявление эмоций, выражение субъективного отношения к предмету, а экспрессивность всегда содержит элемент намеренного желания убедить кого-либо в своей точке зрения. Оценочность же выступает в роли субъективного выражения отношения к чему-либо, что влечет за собой суггестивную функцию.
Основной задачей употребления экспрессивного синтаксиса в дискурсе СМИ является привлечение и удержание внимания читателя, а также прямое или косвенное воздействие на публику с целью формирования общественного мнения и контроля над ним.
В ходе работы удалось выявить некоторые наиболее часто употребляемые экспрессивные синтаксические конструкции: предикатный интенсификатор do в предикатной группе; инверсия; лексический повтор; эмфатические (выделительные) предложения. Анализ также показал, что в качестве структурных элементов создающих экспрессивность текста можно выделить вопросительные предложения. К ним относятся такие функциональные типы, как риторический вопрос и вопросно-ответные комплексы.
Исследование показывает, что инверсия составляет 31 % от всех обнаруженных экспрессивных конструкций. Наименьшее количество представляют конструкции с помощью предикатного интенсификатора do — 12%. В отдельную группу выделены вопросительные экспрессивные структуры, составившие 14 % от всего собранного материала.
Итак, анализ экспрессивных синтаксических конструкций дает основание полагать, что их разнообразие и частотность употребления говорят о необходимости их использования не только в устной, но и в письменной речи. Употребление таких синтаксических конструкций в языке СМИ способствует сокращению дистанции между автором и реципиентом текста, помогает подать информацию так, чтобы косвенно повлиять на точку зрения реципиента, что дает основания говорить о суггестии.
Было выявлено многообразие подходов к пониманию экспрессивного синтаксиса. В данной работе под экспрессивным синтаксисом понимается намеренное нарушение общепринятых норм с целью создания определенного воздействия на реципиента. Также предлагается разграничить семантически близкие термины "экспрессивность", "оценочность" и "эмоциональность". Эмоциональность — это непроизвольное проявление эмоций, выражение субъективного отношения к предмету, а экспрессивность всегда содержит элемент намеренного желания убедить кого-либо в своей точке зрения. Оценочность же выступает в роли субъективного выражения отношения к чему-либо, что влечет за собой суггестивную функцию.
Основной задачей употребления экспрессивного синтаксиса в дискурсе СМИ является привлечение и удержание внимания читателя, а также прямое или косвенное воздействие на публику с целью формирования общественного мнения и контроля над ним.
В ходе работы удалось выявить некоторые наиболее часто употребляемые экспрессивные синтаксические конструкции: предикатный интенсификатор do в предикатной группе; инверсия; лексический повтор; эмфатические (выделительные) предложения. Анализ также показал, что в качестве структурных элементов создающих экспрессивность текста можно выделить вопросительные предложения. К ним относятся такие функциональные типы, как риторический вопрос и вопросно-ответные комплексы.
Исследование показывает, что инверсия составляет 31 % от всех обнаруженных экспрессивных конструкций. Наименьшее количество представляют конструкции с помощью предикатного интенсификатора do — 12%. В отдельную группу выделены вопросительные экспрессивные структуры, составившие 14 % от всего собранного материала.
Итак, анализ экспрессивных синтаксических конструкций дает основание полагать, что их разнообразие и частотность употребления говорят о необходимости их использования не только в устной, но и в письменной речи. Употребление таких синтаксических конструкций в языке СМИ способствует сокращению дистанции между автором и реципиентом текста, помогает подать информацию так, чтобы косвенно повлиять на точку зрения реципиента, что дает основания говорить о суггестии.