Модификационное словообразование с точки зрения номинатемной теории
Вячеслав Исаевич Теркулов
Докладчик
профессор
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
195
2015-03-11
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Номинатема — номинативное поле,
совокупность формально взаимосвязанных единиц (глосс), осуществляющих
референцию в «семантических границах», очерченных одним концептом. Особое место
в структуре номинатемы занимают глоссы, связанные модификационными
словообразовательными отношениями. В предлагаемой работе рассматривается
методика определения модификационных мотивационных отношений в
словообразовательных парах.
Тезисы
Номинатема – номинативное поле,
совокупность формально взаимосвязанных единиц (глосс), осуществляющих
референцию в «семантических границах», очерченных одним концептом. Например,
номинатема «бежать» представлена глоссами бежать, бег, бежать быстро,
быстрый
бег,
красивый
бег,
беготня,
побежать,
побег,
дерзкий
побег,
перебежать
и т.д., которые формируют номинативное поле концепта «бежать».
Особое место в структуре номинатемы занимают глоссы, связанные модификационными словообразовательными отношениями. Обычно мы определяем тип мотивационных отношений в словообразовательной паре (СП), повинуясь не четко определенным параметрам такого определения, а интуиции. Попытка создать методику, позволяющую констатировать модификационный статус мотивации в пределах конкретных СП, и составляет цель нашего доклада.
Особое место в структуре номинатемы занимают глоссы, связанные модификационными словообразовательными отношениями. Обычно мы определяем тип мотивационных отношений в словообразовательной паре (СП), повинуясь не четко определенным параметрам такого определения, а интуиции. Попытка создать методику, позволяющую констатировать модификационный статус мотивации в пределах конкретных СП, и составляет цель нашего доклада.
Методика определения
модификационного статуса мотивации в СП включает 3 верификационных шага.
1. В
модификационном словообразовательном значении (СЗ) не может быть
абсолютизирован грамматический компонент. Слова, связанные модификационными
отношениями, должны относиться к одной
части речи.
2.
Различие между мутационным и модификационным словообразованием состоит в том,
что мутационные отношения формируют различия в семантике производящего и
производного (учить – учитель), а модификационные – различия в способе
представления тождественной семантики в производящем и производном. Например, в
семантике слова учитель есть незаполненный терминал «пол», предполагающий
использования данного наименования для ситуативного речевого обозначения как
мужчин, так и женщин. В слове учительница этот терминал
заполняется, актуализируясь при помощи форманта [ница] «женщина». Это
формирует привативную оппозицию
между компонентами СП (мотивирующее – немаркированный компонент, а
мотивированное – маркированный, актуализирующий значение пола).
3. При
мутационной деривации форманту отводится роль категоризатора – оформителя
ономасиологического базиса, например, учитель – [тот, кто] учит, где [тот, кто] связывается с
формантом [тель]. При модификационной деривации формант становится
оформителем ономасиологического признака, что обусловлено функцией
модификационного форманта, актуализирующего в производном тот признак, который не был формально
актуализирован в семантике мотивирующего, например, учительница – [учитель] женского пола, где признаковое значение
связывается с формантом -ница.
Мутационное и модификационное
СЗ структурно различны: обобщенная формула СЗ («"X имеет отношение, к
Y" где X соответствует описанному в терминах метаязыка результату акта
номинации, слова "иметь отношение» заменяются конкретным предикатом из
группы atomic predicates, а Y указывает на непосредственно мотивирующее слово»
[1, с. 199]) присуща только мутационному словообразованию. При модификационном
же формула приобретает вид «Х характеризуется Y» и представляется не
предикативной, а атрибутивной конструкцией. Например, учительница эквивалентно
аппозитивному словосочетанию учитель-женщина.
Итак, модификационными являются
следующие СП (≤ – знак привативности):
1. [живое существо] женского
пола: пассажирка (≤ номинатема пассажир);
2. невзрослое [живое
существо]: котенок (≤ кот);
3. [актант] + параметр:
носик
(≤ нос);
4. [актант] + оценка:
сверхчеловек
(≤ человек);
5. [актант] по
отношению к такому же актанту:
а. дополнительный
или вторичный [актант]: призвук (≤ звук);
б. противонаправленный [актант]:
противоракета
(≤ ракета);
в. повторный [акт]:
перевербовка
(≤ вербовка);
г. прототипический
[актант]:
праязык
(≤ язык);
д. предшествующий
или последующий [актант]: предыстория (≤ история);
е. [актант]-соучастник:
соавтор
(≤ автор);
ж. статусный [актант]:
подгруппа
(≤ группа).Литература
1. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. семантика производного слова. - М., 1981.