XLIV Международная филологическая научная конференция

Интерпретация мифологического сюжета в трагедия Боста «Медея»

Ольга Николаевна Александрова
Докладчик
доцент
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Греческий институт
2015-03-13
12:40 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуются особенности использования и переосмысления еврипидовского материала известным в Греции драматургом и художником Бостом (Μέντης Μποσταντζόγλου ή Μποστ, Mentis Bostantzoglou, 1918–1995) на примере его пьесы «Медея» («Μήδεια», 1993).


Тезисы

Темой данного исследования были избраны особенности использования в современной драматургии мифологических сюжетов. Цель доклада - проанализировать использование и переосмысление известным в Греции драматургом и художником Бостом (Μέντης Μποσταντζόγλου ή Μποστ, Mentis Bostantzoglou, 1918-1995) античного материала на примере его пьесы «Медея» («Μήδεια», 1993). Новизна и актуальность творческого наследия Боста объясняется значимостью драматурга в современном греческом литературном процессе и фактической неизвестностью его творчества в других странах. Ментис Бостанцоглу, в греческой традиции – Бост, начал свою творческую деятельность с иллюстрирования книг и журналов; позже он стал известен как злободневный карикатурист и фельетонист, освещающий политическую жизнь Греции, затрагивающий своими насмешками самых высокопоставленных личностей в стране – короля Павла I, всесильного премьер-министра Константиноса Караманлиса, высмеивавший их полное подчинение американскому правительству. Известно, что Бост организовал 15 личных выставок и издал большое количество книг. В это же время Бост увлекся театром и живописью. Перу драматурга принадлежит около десяти пьес, таких как «Дон Кихот» (Δον Κιχώτης, 1963), «Прелестный город» («Όμορφη Πόλη», 1963), «Выбор Боста» («Οι εκλογές του Μποστ», 1973), «Фауста» («Φαύστα», 1982), «Медея» и др. Все они широко известны и невероятно популярны на Родине драматурга. В Греции принято говорить о том, что именно Босту удалось возродить дионисийский дух греческого театра, в многочисленных хвалебных рецензиях драматурга обычно сравнивают с Аристофаном, подчеркивая злободневность, фантасмагоричность его пьес. Сам же Бост ехидно подсмеивался над желанием критиков навесить на него ярлыки: когда журналисты писали, что он – новый Аристофан, драматург, смеясь, отвечал, что «Аристофан не рисовал» («ο Αριστοφάνης δεν ζωγράφιζε»), а когда они назвали его новым Феофилом, заметил, что «Феофил не писал пьес» («ο Θεόφιλος δεν έγραφε θεατρικά έργα»), а затем язвительно прокомментировал, что журналисты пишут, что хотят: «οι δημοσιογράφοι γράφουν ό,τι θέλουν». Пьеса «Медея» была написана к открытию зимнего театрального сезона 1993 г. в Патрском театре «Stoa» и была посвящена двухлетию его создания. Популярность спектакля у греческого зрителя превзошла все самые смелые ожидания и в последующие годы ее постановка по всей Греции осуществлялась более 150 раз как любительскими, так и профессиональными труппами. Оценивая пьесу Боста о колхидской царевне, греческие критики обычно подчеркивают, что автору удалось «на материале трагедии Еврипида с остротой аристофановского сарказма и остроумия написать политическую пародийную пьесу, сатиру на современную греческую реальность» «με αφορμή την τραγωδία του Ευριπίδη, με οξύτατο σαρκασμό και Αριστοφανικό πνεύμα γράφει ένα ανατρεπτικό πολιτικοκοινωνικό θεατρικό έργο παρωδία, σάτιρα της σύγχρονης νεοελληνικής πραγματικότητας». Сюжет «Медеи» Боста отличается от классического, прежде всего, следующим: изменено время и место действия – это уже не античная Эллада, а современная Греция. Драматург поселяет своих героев не в древнем Коринфе, а во вполне современном городе Волосе, руководствуясь следующими рассуждениями: «так как «Арго» отправился в плавание из Волоса, то и по возвращении должен был стать на якорь именно в Волосе».
Анализ функции древнегреческого мифа о Медее в одноименных пьесах Еврипида и Боста позволяет сделать вывод о том, что структура пьесы Боста не всегда соответствует структуре мифа, использованного Еврипидом. Подобное «вольное» обращение с мифом в произведении современного греческого драматурга говорит о том, что и Еврипид,  и Бост избрали лишь те варианты мифа о Медее, которые больше отвечают их творческому замыслу.