XLIV Международная филологическая научная конференция

Эвфемизмы в текстах современной газетной публицистики

Марианна Ивановна Зверева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

208
2015-03-11
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

В текстах газетной публицистики частотность использования эвфемизмов тематически обусловлена, значение данной лингвистической единицы многогранно. Доклад основан на материале текстов ежедневной газеты «Известия».

Тезисы

Пласт слов и выражений, относящихся к эвфемизмам, динамичен, подвижен, и то, что сегодня воспринимается как эвфемизм, спустя некоторое время может им не являться, или наоборот. При этом эвфемизмы весьма частотны, и с их помощью становится возможным не просто избежать прямой грубой номинации чего-либо, но и оказать определённое речевое воздействие, манипулировать сознанием адресата, создать нужный эмоциональный заряд. В текстах газетной публицистики интересны случаи, когда эвфемизм призван не столько вуалировать какой-либо неприятный смысл, сколько создавать комический эффект: «Среди тех, кто обращался в течение последнего года в государственные медицинские учреждения, 17% попадали в ситуацию, когда для получения медицинской помощи необходимо было передать персоналу подарок <…>. При этом сумма, которую в среднем тратят россияне на “благодарность” медикам, составляет 4,2 тыс. рублей. В 2013 году подарки были почти в два раза дешевле — 2643 рубля» (Известия 2014. 12 декабря). Диапазон сфер и тем, в которых употребляются эвфемизмы, бесспорно широк. Так, при анализе текстов даже одной ежедневной газеты, опубликованных в течение недели, уже можно обнаружить большое количество эвфемизмов в каждой рубрике. Однако концентрация эвфемизмов в текстах разных рубрик неодинакова. Эвфемизмы, таким образом,  выступают в качестве своеобразных маркеров, выделяющих такие тексты газетной публицистики (и рубрики), которые с одной стороны, могут содержать большее количество негативной и неприятной информации, с другой стороны – большее количество смыслов способных оказывать скрытое воздействие на читателя.