Эвфемизмы в текстах современной газетной публицистики
Марианна Ивановна Зверева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
208
2015-03-11
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
В текстах газетной публицистики частотность
использования эвфемизмов тематически обусловлена, значение данной
лингвистической единицы многогранно. Доклад основан на материале текстов ежедневной
газеты «Известия».
Тезисы
Пласт слов и выражений, относящихся к
эвфемизмам, динамичен, подвижен, и то, что сегодня воспринимается как эвфемизм,
спустя некоторое время может им не являться, или наоборот. При этом эвфемизмы
весьма частотны, и с их помощью становится возможным не просто избежать прямой
грубой номинации чего-либо, но и оказать определённое речевое воздействие,
манипулировать сознанием адресата, создать нужный эмоциональный заряд. В текстах
газетной публицистики интересны случаи, когда эвфемизм призван не столько вуалировать
какой-либо неприятный смысл, сколько создавать комический эффект: «Среди тех, кто обращался в течение последнего
года в государственные медицинские учреждения, 17% попадали в ситуацию, когда
для получения медицинской помощи необходимо было передать персоналу подарок <…>.
При этом сумма, которую в среднем тратят россияне на “благодарность” медикам,
составляет 4,2 тыс. рублей. В 2013 году подарки были почти в два раза дешевле —
2643 рубля» (Известия 2014. 12 декабря). Диапазон сфер и тем, в которых
употребляются эвфемизмы, бесспорно широк. Так, при анализе текстов даже одной
ежедневной газеты, опубликованных в течение недели, уже можно обнаружить
большое количество эвфемизмов в каждой рубрике. Однако концентрация эвфемизмов
в текстах разных рубрик неодинакова. Эвфемизмы, таким образом, выступают в качестве своеобразных маркеров, выделяющих
такие тексты газетной публицистики (и рубрики), которые с одной стороны, могут содержать
большее количество негативной и неприятной информации, с другой стороны –
большее количество смыслов способных оказывать скрытое воздействие на читателя.