Пограничные зоны кинематографа. Взаимодействие драматургических конструкций кино с конструкциями человеческой психики
Филипп Михайлович Абрютин
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Кинозал
2015-03-13
17:05 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается связь между психикой и сознанием человека, такими культурными феноменами как мифы и сказки и драматургическими конструкциями в кино.
Тезисы
«Трудно не согласиться с тем, что, став с самого начала отраслью
крупной промышленности, кино не может быть свободным от производственных и
финансовых условностей творчеством, поскольку решающее значение имеют частные
деловые интересы и машинная техника» [1].
В силу этого, развитие
кинематографа всегда было связано с постоянным поиском и созданием новых
моделей драматургических конструкций, а совершенствование киноязыка и
формирование общих моделей, всегда происходит под воздействием различных
факторов, в том числе и современных объективных обстоятельств.
Однако, фактор погони за
максимальной коммерциализацией проектов, «ставка» на массовость и уменьшение
доли «авторских» фильмов могут стать благоприятной основой для развития
кинематографа и причина этому кроется в самой природе кино. Ключевым отличием кино
перед театром или литературой является не только его общедоступность, но и
набор элементов, которые оказывают сильнейшее воздействие на сознание зрителя.
Белла Баллаш, размышляя о
кинематографе, ещё в 1920-е годы говорил: «Фильм занял такое же место в
фантазии и жизни городского населения, какую прежде играли мифы, легенды и
народные сказки. <…> Ибо фильм есть народное искусство нашего столетия.
Не в том смысле, к сожалению, что он рождается из народной стихии, но в том,
что народное сознание черпает в нём себя» [2].
Работы К. Юнга, Дж.
Кэмпбелла, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Д. Фрэйзера, Е. Мелетинского и др.
подтверждают это и позволяют утверждать, что процессы, происходящие в
человеческой психике, этапы, через которые «проходит» сознание каждого человека
на протяжении жизни, представляют собой конкретную драматургическую модель и
воплощаются в различных культурных феноменах. Так, трехчастная
последовательность формирования человеческого «Я», а именно «сепарация,
инициация, возвращение», обнаруживается в построении ритуалов, обрядов, мифов и
сказок.
Изучение множества
кинематографических произведений, выявляет, что особенности их образного и
драматургического строения часто выстраиваются авторами (осознано или
инстинктивно) в соответствии с законами построения мифов, и, таким образом,
оказываются проекциями структур психики, в том числе, элементов бессознательного.
Однако, более детальное
рассмотрение исследований, посвященных разработке схем и шаблонов
мифогенетического архетипического построения сценариев, мифов и сказок,
выявляет как достоинства, так и некоторые недостатки их построения.
Очевидно, это особенно
актуально для российского кинематографа, для которого характерна недостаточная
изученность и практическое полноценное использование возможностей
архетипов, мифологем и их драматургических конструкций, которые давно
применяются за рубежом.
Конечно, можно согласиться
с мыслью, что «…индивидуальный путь художника предполагает возможность
амбивалентного отношения к коллективной мифологии. Мифотворчество могло
приобретать глубоко личное, даже интимное измерение, образующее причудливые
сочетания с глобальными мифологемами эпохи», но всё же в художественной
практике кино является медиумом больших идеологических систем - производит и
репрезентирует все ключевые мифы эпохи, являясь зеркалом «коллективного
бессознательного» [3].
[1] Огурчиков П.К. Экранная
культура как новая мифология (на примере кино): Дис. д-ра культурологических наук.
– М.: МГУКИ., 2008. - С. 17.
[2]
Баллаш Белла. Видимый человек. Очерки драматургии фильма. Москва. Всероссийский
пролеткульт. Ред. Блюменфельд В.М. С. 15 – 16. 88 с.
[3]
Деметрадзе И.Л. Авторская
мифология Андрея Тарковского // Вестник СамГУ. Самара: Самарский униврситет.
2005. - № 4 (38). С. 111