XLIV Международная филологическая научная конференция

Гомилии Трифона Петрова как образец выговского красноречия (на материале торжественных слов на Господские праздники)

Екатерина Дмитриевна Гришкевич
Докладчик
аспирант
Петрозаводский государственный университет

171
2015-03-12
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению особенностей художественной манеры писателя выговской литературной школы Трифона Петрова. Анализ осуществляется на материале гомилий автора, посвященных Господским двунадесятым праздникам. Исследуется композиционная составляющая произведений, их стилистическое своеобразие, выделяются специфические черты экзегезы писателя. 

Тезисы

Период расцвета, который переживала русская ораторская проза в конце XVII — начале XVIII вв., неразрывно связан с деятельностью представителей Выго-Лексинского старообрядческого общежительства. Основанная в Заонежье в 1694 году Выгорецкая пустынь со временем превратилась в крупнейший книжный центр со своей собственной литературной школой, воспитавшей не одно поколение талантливых писателей. В их числе автор, оказавший большое влияние на развитие гомилетики на Выгу, — Трифон Петров.
Основной корпус сочинений Трифона Петрова представлен торжественными словами, посвященными великим праздникам церковного календаря, а также гомилиями в честь святых. В настоящее время известны тексты 11 слов на 9 двунадесятых праздников, среди них имеются гомилии на следующие Господские торжества: Воздвижение (2 слова), Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие Святого Духа. Используя в качестве примеров данную часть творческого наследия Трифона Петрова, мы постараемся выделить некоторые черты, характерные для художественной манеры этого незаурядного проповедника.
Не секрет, что выговские писатели уделяли особое внимание словесному мастерству. Ориентация на барочные нормативные поэтики диктовала определенное стилистическое оформление, заключавшееся, в том числе в нарочитой пышности языка, изобилующего риторическими фигурами. Однако, несмотря на кажущееся нагромождение образов и избыточность средств выразительности, гомилии Трифона Петрова отличаются четкой архитектоникой и прозрачностью стиля. Написанные им слова предназначались для произнесения в торжественной обстановке перед большим числом слушателей, поэтому для него, как для проповедника, важно было донести сакральный смысл праздника, найти в душах пришедших отклик.
Композиция слов выговского ритора традиционна и обусловлена жанровыми рамками; она состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Каждая из частей, в свою очередь, обладает собственной структурой, дробясь на семантически и интонационно маркируемые элементы. Вступления гомилий Трифона Петрова хранят следы тщательной и кропотливой авторской работы. С точки зрения предписаний риторик, они выстроены безукоризненно: в них излагается суть прославляемого события, формулируются цели проповеди, намечаются основные мотивы, которые впоследствии будут развиваться, но самое главное — каждое вступление несет в себе сильный эмоциональный заряд: писатель использует впечатляющий набор средств с целью овладения вниманием слушателей.
Основная часть слова, согласно норме, должна раскрывать суть празднуемого события, разъяснять его религиозный смысл. Но мастерство Трифона Петрова в том, что, не выходя за определенные традицией границы содержания, он очень умело варьировал способы передачи информации. Как и в гомилиях Кирилла Туровского, художественные особенности которых были описаны И. П. Ереминым[1], у выговского вития изложение подчиняется риторической амплификации, составляющей фундамент стилистического строя слов.  Автор использует ряд мотивов, каждый из которых подвергает словесному распространению, пытаясь охватить все смысловые нюансы. 
В заключительной части своих гомилий Трифон Петров кратко обобщал сказанное и произносил молитву.
Обладающие стройной композицией и глубоким богословским содержанием, но лишенные навязчивого дидактизма, стилистически оформленные по правилам барочных риторик, но в своей основе продолжающие традиции святоотеческой литературы слова Трифона Петрова являют собой прекрасные образцы торжественного красноречия и выдают в своем авторе образованного книжника и настоящего мастера слова.

[1] Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 51.