Серийные реальности в фильме «Святые моторы» Каракса и в повести «Клуб убийц букв» Сигизмунда Кржижановского
Алла Дориановна Митрофанова
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кинозал
2015-03-12
16:30 -
17:05
Ключевые слова, аннотация
Предлагается рассмотреть проблему моделирования сюжета на примерах фильма Каракса «Святые моторы». Нарративные особенности фильма: само отчуждение, мультиперсональность, экзистенциальный остаток. Этот тип сюжетного построения соответствует социальным и культурным процессам современной социо-культурной реальности, ее критическому анализу и переизобретению. У современного культурного производства есть дальнее родство с киноавангардом 20-х гг., оно подпитывается киноопытом монтажа аттракционов, психоаналитическим наблюдением, микроанализом поведения.
Тезисы
Современные
способы построения нарратива имеют
особенности: нарратив строится
одновременно в нескольких модальностях
необходимости и вероятности, что приводит
к несовпадению героя и его истории.
Таким образом и герой и зритель вынуждено
принимают позицию наблюдения за
наблюдателем. Зритель в этой ситуации
узнает не образ себя, а приходит к
интимному узнаванию своей ситуации как
драмы "наблюдателя без места и без
лица". Прежний способ восприятия
кино, когда зритель узнавал "свою
реальность" т.е., отождествлялся с
персонажем в этом случае невозможен.
Это требует от зрителя принять ограничения
своего опыта и занять игровую\аналитическую
позицию. Это несомненно вызывает
драматизм современного положения
субъекта, демонстрирует ограничения
его самосознания.
Методологически я буду ориентироваться на теорию производственного искусства советского авангарда и теорию радикального конструктивизма 80х-90х Глазерсфельда, Никласа Лумана как теорию систем и теорию медиа реальности. Центральный вопрос философских разногласий с начала ХХ в. состоял в осмыслении того, что реальность в новых версиях не имеет внешнего референта в виде природы или культуры. Это было названо кризисом метафизики или кризисом оснований, распадом реальности на два мира и далее на множество миров. Каждая реальность локальна, определяется как достаточная, а не универсальная. То, что вытеснялось классической метафизикой как профанное (случайное, частное, патологическое, интимное) стало новой материальностью и инструментами современного производства реальности.
Взамен внешних референтов наша ситуация получает другие аналитические инструменты и другие различения. Каждая из форм имеет множество междисциплинарных соответствий (подобий по Беньямину): технологических, концептуальных, политических и культурных. Современные технологические обстоятельства задают не только распространение фильмов и трансформируют художественную форму применением спецэффектов или интерактивности. Они внедряются в индивида и его тело новыми процедурами микроанализа, технологического и информационного управления, косвенно задают переописание художественной формы, героя, сюжета. Эти новые сюжеты связаны с мультиперсональностью героя вплоть до телесных мутаций, симбиозов и переселения из тела в тело (Аватар, Сталкер, Солярис). Они моделируют "возможные миры", и пытаются проблематизировать то, что остается от героя, когда он последовательно сыграл и снял с себя все варианты персональности, когда его никто не окликает и не предлагает ему принять набор социальных идентичностей. Особенности подобной наррации рассматривались Делезом через понятие серийности, Батлер через понятие перформативности, Кржижановским через понятия нагромождения и утраты смысла.
Рассмотрим примеры такой наррации на примере фильма Каракса «Святые моторы», где герой проходит через серии эмпирических реальностей (возможных миров). При таком подходе драма, выбор, желания и страдания получают новые смысловые решения. Герой противопоставлен себе как серии своих персонажей и их историй. Субъект нигде не наделен тождеством себя и своей роли, в остатке у него остается экзистенциальный избыток. Этот "экзистенциальный отросток", имеет несколько экранных секунд на отдых и переодевание. В остальное время он играет сам себя, отделяет от модели себя как свои жизненные роли и психические состояния. В некотором роде он является наблюдателем за собой, но без места и без лица.
"Кто говорит?" - это больной вопрос ХХ века: Что остается и где теперь искать субъекта после того как он оторвался от классической дихотомии субъекта-объекта? Здесь возникает парадокс теорий, с одной стороны, "смерти автора"(Ролан Барт) и, с другой стороны, "возрастание роли личности" (Игорь Кон), которые представляются сторонами одного процесса поиска субъекта - оператора в новых условиях культурного производства необходимых и возможных реальностей.
Методологически я буду ориентироваться на теорию производственного искусства советского авангарда и теорию радикального конструктивизма 80х-90х Глазерсфельда, Никласа Лумана как теорию систем и теорию медиа реальности. Центральный вопрос философских разногласий с начала ХХ в. состоял в осмыслении того, что реальность в новых версиях не имеет внешнего референта в виде природы или культуры. Это было названо кризисом метафизики или кризисом оснований, распадом реальности на два мира и далее на множество миров. Каждая реальность локальна, определяется как достаточная, а не универсальная. То, что вытеснялось классической метафизикой как профанное (случайное, частное, патологическое, интимное) стало новой материальностью и инструментами современного производства реальности.
Взамен внешних референтов наша ситуация получает другие аналитические инструменты и другие различения. Каждая из форм имеет множество междисциплинарных соответствий (подобий по Беньямину): технологических, концептуальных, политических и культурных. Современные технологические обстоятельства задают не только распространение фильмов и трансформируют художественную форму применением спецэффектов или интерактивности. Они внедряются в индивида и его тело новыми процедурами микроанализа, технологического и информационного управления, косвенно задают переописание художественной формы, героя, сюжета. Эти новые сюжеты связаны с мультиперсональностью героя вплоть до телесных мутаций, симбиозов и переселения из тела в тело (Аватар, Сталкер, Солярис). Они моделируют "возможные миры", и пытаются проблематизировать то, что остается от героя, когда он последовательно сыграл и снял с себя все варианты персональности, когда его никто не окликает и не предлагает ему принять набор социальных идентичностей. Особенности подобной наррации рассматривались Делезом через понятие серийности, Батлер через понятие перформативности, Кржижановским через понятия нагромождения и утраты смысла.
Рассмотрим примеры такой наррации на примере фильма Каракса «Святые моторы», где герой проходит через серии эмпирических реальностей (возможных миров). При таком подходе драма, выбор, желания и страдания получают новые смысловые решения. Герой противопоставлен себе как серии своих персонажей и их историй. Субъект нигде не наделен тождеством себя и своей роли, в остатке у него остается экзистенциальный избыток. Этот "экзистенциальный отросток", имеет несколько экранных секунд на отдых и переодевание. В остальное время он играет сам себя, отделяет от модели себя как свои жизненные роли и психические состояния. В некотором роде он является наблюдателем за собой, но без места и без лица.
"Кто говорит?" - это больной вопрос ХХ века: Что остается и где теперь искать субъекта после того как он оторвался от классической дихотомии субъекта-объекта? Здесь возникает парадокс теорий, с одной стороны, "смерти автора"(Ролан Барт) и, с другой стороны, "возрастание роли личности" (Игорь Кон), которые представляются сторонами одного процесса поиска субъекта - оператора в новых условиях культурного производства необходимых и возможных реальностей.