Русская речь коми учащихся
Галина Васильевна Пунегова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории КомиНЦ УрО РАН
Институт языка, литературы и истории КомиНЦ УрО РАН
198
2015-03-11
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет рассмотрена русская речь коми учащихся общеобразовательных школ Республики Коми. На материале экспериментально-фонетического исследования изучены и описаны реализации согласных, выявлены явления интерференции в неродной русской речи коми билингвов. Материал исследования также основывается на статистические данные ненормативных реализаций.
Тезисы
Относительное сходство и различие системы согласных коми и русского языков, особая сочетаемость и дистрибуция фонем в языках проявились в фонетических нарушениях при воспроизведении согласных в неродной русской речи коми учащихся. При формировании коми-русского двуязычия дифференциальные признаки согласных отражают черты, которые являются общими для систем исследуемых языков. При коми-русском двуязычии промежуточная система отражает черты, общие для обеих контактирующих систем, однако при русско-коми двуязычии большее сходство сохраняется с системой русского языка. Отклонения орфоэпического и орфофонического характера в русской речи коми учащихся выражается в: 1) нарушении противопоставления согласных по звонкости-глухости (зафиксированы озвонченные и оглушенные варианты согласных, а также звонкие на месте глухих), 2) нарушении противопоставления согласных по твердости-мягкости (зафиксированы недостаточно мягкие, палатальные на месте палатализованных, палатальные, артикуляционно продвинутые вперед, твердые на месте мягких согласных), 3) нарушении противопоставления по поведению голосовых связок, заключающемуся в реализации сонорного согласного вариантами звонкого шумного согласного), 4) произношении кратких заднеязычных согласных, 5) упрощении стечений согласных, путем опущения одного из них, 6) замене звуков по способу образования согласных.