XLIV Международная филологическая научная конференция

Механизмы восприятия короткого «американского» слова американскими и британскими аудиторами

Светлана Юрьевна Мякотникова
Докладчик
преподаватель
Пермский научный исследовательский политехнический университет

157
2015-03-11
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе описываются и сравниваются механизмы восприятия короткого (1–2 сложного) американского слова британскими и американскими аудиторами. Исследование выполнено в рамках модели восприятия по существенным лингвистическим признакам, разработанной А. С. Штерн, на материале Американского национального корпуса. Иерархический подход к выявлению комплекса перцептивно значимых признаков позволяет определить статус и силу влияния признаков на восприятие американского слова носителями американского и британского вариантов английского языка.

Тезисы

Различия между британским и американским вариантами английского языка проявляются не только в лингвистическом, но и в перцептивном аспекте. Это видно из экспериментов по восприятию отдельно стоящего британского слова британскими и американскими аудиторами. В ходе исследований, проведенных Т.Н. Чугаевой и группой ее учеников, было выявлено, что обе группы аудиторов опираются на похожие, но не идентичные лингвистические признаки [Чугаева 2007].                  
Исследования Л.Р. Зиндера и А.С. Штерн доказывают, что описание перцептивной системы любого языка предполагает выявление лингвистических признаков и определение среди них существенных для восприятия [Зиндер, Штерн 1972]. Именно эти признаки имеют наибольшее влияние на адекватность восприятия речи, однако степень их влияния может варьироваться [Зиндер, Штерн 1972],  [Штерн 1990].                  
Для выявления фонетических типов американского слова был проведен лингво-статистический анализ Американского национального корпуса (АНК). Частотное американское слово было описано по признакам: «длина в слогах», «ударная гласная», «ритмическая структура», «длина в морфемах», «консонантный коэффициент», «начальный звук», «часть речи» [Мякотникова 2012].
Результаты анализа были учтены при отборе слов для составления экспериментальных таблиц для проведения экспериментов по восприятию изолированного американского слова. В качестве экспериментального материала использовалось «короткое» (1-2 сложное) слово, как наиболее уязвимая единица восприятия.  Программы слов были сбалансированы таким образом, что в каждую таблицу было включено при­близительно равное количество слов, обладающих определенными лингвистическими признаками. Таблицы слов были начитаны носителем американского варианта, владеющим языковой нормой General American, и замаскированы белым шумом при заданном соотношении согнал/шум, равным примерно 0 дБ. Затем таблицы слов были предъявлены двум группам аудиторов: носителям американского и британского вариантов английского языка.
При анализе результатов проведенных экспериментов основным параметром оценки успешности восприятия слов был процент правильного опознавания (р%). Средний процент правильного опознавания односложного американского слова американскими аудиторами составил 68%, британскими - 60%; для двусложного слова этот показатель был 84% и 81% соответственно. Основным методом обработки экспериментальных данных являлся дисперсионный анализ силы влияния. Он выявил роль отдельных признаков при восприятии. Результаты экспериментов показали, что для обеих групп аудиторов существенными для восприятия признаками являются «частотность», «ударная гласная» и «начальный звук», но степень опоры на эти признаки разная для обеих групп.
    
Литература:  
1. Зиндер, Л. Р., Штерн, А.С. Факторы, влияющие на опознание слова // Материалы IV Всесоюз. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 30 мая – 2 июня 1972 г. / АН СССР, Ин-т языкознания. М., 1972. С. 100-108.
2. Мякoтникова С.Ю. Перцептивные типы слов английского языка (на материале Американского национального корпуса) // Вестник ВятГГУ 2012 г.
3. Штерн, А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: экспериментальное ис­сле­­­­дование. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. C. 236.
4. Штерн, А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: экспериментальное исследование: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – СПб., 1990. C.28.
5. Чугаева, Т.Н. Перцептивный аспект звукового строя английского языка. Пермь: УрО РАН, 2007. C. 246.