XLIV Международная филологическая научная конференция

Время как тематический синкретизм медиа и поэтического текста

Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2015-03-14
12:45 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Поэтический видеоклип, в отличие от короткометражного фильма, репрезентирует поэтический текст в аудиовизуальной форме. При этом эстетический потенциал медийной репрезентации зависит от осмысления самого акта чтения и перевода его в новые формы изобразительности и физической ощутимости. На материале поэтического видеоклипа режиссера К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи» можно проследить тематический синкретизм сиюминутного времени в документальном изображении жизни города и его обобщенной поэтической оценки в поэзии И Бродского.

Тезисы

Видеопоэзия – это искусство визуальное, режиссерское, в котором медийная репрезентация поэтического текста имеет собственный эстетический потенциал в интерпретации поэтического высказывания. Видеокадры, сопровождающие стихи, могут быть документальными, игровыми, анимационными или дигитальными. Использование приемов документального кино в поэтическом видеоклипе создает представление о времени в биографическом или хроникальном модусе. Документальные кадры играют особую роль создания эффекта сиюминутности и реальности времени. В соположении с поэтическим текстом историческое время может стать как фоном, так и одним из концептуальных моментов связи с поэтическим смыслом.
Одним из ярких примеров документальной видеопоэзии является клип Кирилла Серебренникова на стихотворение Иосифа Бродского “Конец прекрасной эпохи”. В этом клипе  
Кирилл Серебренников снимает свой родной город Ростов-на-Дону (1908 г.), соотнося впечатления от современности  с концом эпохи 60-х годов, оценку которой дает стихотворение И. Бродского. Такая проекция одного времени на другое показывает, с одной стороны, неизменность оценок времени и актуализирует мнение поэта в нашем времени; а с другой стороны, подчеркивает свойство всякой настоящей поэзии к философским обобщениям. Вместе с тем, такой способ документальной репрезентации демонстрирует сам акт чтения и интимизации текста создателем клипа, что тоже характерно для восприятия поэзии, т.е. режиссер показывает, что это мог быть его собственный текст, если бы он был поэтом.
В поэтическом тексте И. Бродского есть сложные метафоры времени, для восприятия которых требуется время, и в клипе чтение текста перемежается паузами. Но это звучащие паузы - в них прорываются реплики невидимых людей с их незначительными бытовыми разговорами. Высокая поэзия сменяется шансоном из караоке-бара. Документальные съемки вписывают поэзию в рутинный быт, в результате чего создается ироническая полифония. Видеоклип не только визуализирует и озвучивает время, но и показывает его как интерпретационный вариант метафоры И. Бродского: "Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика".