XLIV Международная филологическая научная конференция

Ненадежная наррация в современной нарратологии

Диана Михайловна Коробова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Анна Сергеевна Ласточкина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2015-03-11
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен понятию ненадёжной наррации — одному из традиционных понятий, входящих в инструментарий современной нарратологии. Утверждается, что воспринимаемая читателем ненадежность нарратора определяется не объективным качеством его повествования, а интенсивностью, с которой в тексте проявляются скрытые от нарратора смыслы. Объясняется необходимость разделять отношение имплицитного читателя к нарратору как к носителю речи и как к персонажу. 

Тезисы

Ненадёжная наррация – одно из традиционных понятий, входящих в инструментарий современной нарратологии. На сегодняшний день существуют различные критерии для её классификации и описания. Недочетами современных описаний ненадежной наррации можно назвать недостаточную разработанность темы ее функций, а также явную разнородность явлений, объединяемых данным понятием. В докладе рассматривается гипотеза, согласно которой ненадежность наррации – дистанция между имплицитным автором и нарратором, так или иначе ощущаемая читателем благодаря присутствующим в тексте индициальным знакам. Следует обратить внимание, что воспринимаемая читателем ненадежность нарратора определяется не объективным качеством его повествования, а интенсивностью, с которой в тексте проявляются скрытые от нарратора смыслы. Ненадежность наррации – способ общения имплицитного автора и имплицитного читателя «за спиной» нарратора. Отдельного внимания заслуживает введенная Дж. Феланом классификация ненадежной наррации с точки зрения ее функций: связывающая (bonding) и разделяющая (estranging). В данном докладе предпринимается попытка описания этих видов ненадежности с учетом значительного, на наш взгляд, фактора: в ситуации интрадиегетической наррации необходимо разделять отношение имплицитного читателя к нарратору как к носителю речи и как к персонажу. В данном контексте плодотворной может оказаться использование разработанного Б. Успенским понятийного аппарата для описания видов точки зрения.