XLIV Международная филологическая научная конференция

Формирование моделей речевого поведения студентов-филологов в рамках деловой коммуникации

Сергей Александрович Хватов
Докладчик
старший преподаватель
Варшавский университет

164
2015-03-13
14:20 - 14:35

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен языковой подготовке иностранного филолога-русиста, которая предполагает формирование компетенции, позволяющей решать коммуникативные задачи широкого спектра, в том числе в рамках коммуникации деловой. Рассматриваются модели речевого поведения в рамках делового стиля, в частности в ходе ведения деловых переговоров. Делается вывод, что освоение стилевых особенностей бизнес-коммуникации позволяет сформировать у студентов-филологов коммуникативную компетенцию, включающую в себя и «деловую составляющую», что обеспечивает в большой степени успех в коммуникации межкультурной.  

Тезисы

Профессиональная подготовка студентов-филологов предполагает формирование коммуникативной компетенции, позволяющей решать коммуникативные задачи широкого спектра. Одной из таких задач является общение в рамках деловой коммуникации, которая в настоящее время приобретает все большее социальную значимость. Очевидно, что в наше время язык делового общения в определенной степени выходит за узкие рамки профессиональной бизнес-коммуникации и все больше приобретает черты коммуникации массовой, которая, по словам В.Г. Костомарова, «становится стержнем языкового существования современного общества».Рассматривая главную цель обучения иностранному языку как обучение межкультурному общению, следует заметить, что необходимый для этого уровень коммуникативной компетенции в наше время вряд ли может быть достигнут без учета ее «деловой составляющей». Следует отметить, что в случае филологической аудитории речь, конечно, идет о постижении лишь основ коммуникативного поведения и, прежде всего, в областях деловой жизни, имеющих понятийную прозрачность и социальную значимость. Тем не менее, имеет место и определенная «профессионализация», которая сводится к усвоению понятийного аппарата коммерческой деятельности, к освоению речевых стратегий и тактик, позволяющих решать коммуникативные задачи в рамках делового общения. Так, в ходе деловых переговоров используется целый ряд моделей речевого поведения в зависимости от характера коммуникативной ситуации,  коммуникативных намерений участников, наличия конфликт-факторов и пр.  В частности, выделяются ситуации бесконфликтного общения, т.е. осуществление коммуникативных намерений при сохранении баланса отношений, потенциально конфликтные ситуации, ситуации открытого конфликта. Выбор соответствующих речевых тактик и использование конкретных моделей для каждой из них позволяет успешно решать поставленные в ходе деловых переговоров коммуникативные задачи, а значит и добиваться успеха коммерческого.