Музыкальные приемы в ранней прозе А. Платонова (1918–1926 гг.)
Антон Викторович Храмых
Докладчик
преподаватель
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
213
2015-03-13
16:55 -
17:15
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен роли и взаимодействию музыкальных приемов, посредством которых принцип
музыкальности реализуется в ранних рассказах А. Платонова. А. Платонов активно
интересовался музыкой, равно как и музыкальными новациями своего времени. Как
показал анализ ранней прозы А. Платонова, писатель интенсивно применял в
своем творчестве не только прием контрапункта, который использовался в
композиторской и литературной практике XVIII–XIX вв., но активно осваивал
и творчески реализовывал такие новые в музыкальной культуре XX в. приемы
и техники, как алеаторика и ультрахроматизм.
Тезисы
Контрапункт,
алеаторика, ультрахроматизм —
музыкальные приемы, являющиеся частью комплекса музыкальных тем, образов, мотивов,
приемов, посредством которых происходит реализация принципа музыкальности в
раннем творчестве Платонова. Анализ показал, что данные приемы реализуются на
всех уровнях поэтики платоновских рассказов: в сюжетно-композиционном строении,
мотивике, образной структуре, в психологических портретах героев, в особо
значимых у А. Платонова голосовых характеристиках персонажей, в структуре
метафор. Исследуя специфику платоновского использования контрапункта,
мы пришли к выводу о знакомстве писателя как с практикой использования данного
приема в композиторской технике, так и его расширительными интерпретациями,
подразумевающими использование контрапункта как литературного приема. Анализ структуры рассказа «Сатана мысли» показал
использование в нем такой разновидности контрапунктической техники, как вертикально-подвижной контрапункт. Применение
этого приема демонстрирует динамика отношений человека и мира в первой и второй
частях рассказа «Сатана мысли». Контрапункт прослеживается и в структуре
рассказа «Лунные изыскания». Конструктивная особенность рассказа состоит в
параллельном развертывании двух сюжетных линий, которые в совокупности
фиксируют оппозицию любви к ближнему и любви к дальнему.
Алеаторика как принцип организации музыкального произведения получил распространение в художественной практике западных композиторов второй трети XX века. Он предполагал отказ от классической тональной логики развертывания звукового материала и расположение элементов музыкального текста с опорой на фактор случайности. Возможность экстраполяции термина «алеаторика» применительно к особенностям поэтики платоновской прозы связана с признанием писателем стихийности жизни, не подвластной человеческому разуму. Использование алеаторики осуществляется при создании образов героев «революционного» прошлого (Иван Жох), «низового» настоящего (Иоанн Мамашин, Иван Копчиков) и утопического будущего (Петер Крейцкопф). К алеаторике восходят и структурные особенности рассказа «Родоначальники нации или беспокойные происшествия», созданного А. Платоновым в результате переработки более раннего прозаического произведения — «Рассказа о многих интересных вещах». Сопоставление сюжета «Родоначальников нации…» с событийной канвой исходного текста показывает, что сюжет рассказа 1927-го года гораздо менее линеен. Спонтанность, немотивированность введения ряда эпизодов, случайность появления отдельных персонажей «Родоначальников нации» позволяют говорить об аналогии с техникой алеаторики. Термин «ультрахроматизм» появился в 1916 году в работах А. Авраамова, композитора и музыкального критика. Вместо двенадцатитоновой равномерной темперации А. Авраамов предложил использовать звуковую систему, которая предполагала использование интервалов меньше полутона, так называемых микроинтервалов.
Присутствие в поэтике ряда рассказов Платонова музыкального приема ультрахроматизма представляется логичным в свете идеи дробления целого на части, которая была очень популярна и реализовывалась не только в музыкальных экспериментах А. Авраамова, но и в творчестве литераторов русского авангарда. Принцип ультрхроматизма реализуется в портретах героев ранней прозы А. Платонова, где важное место занимают голосовые характеристики. В частности, по этому принципу выстроен портрет Е. Абабуренко, главного героя рассказа «Бучило», представляющий собой свободную последовательность лаконичных, парадоксальных характеристик, оформленных по принципу дробления целого. Платоновская техника портрета, фиксирующая по принципу ультрахроматизма одновременное существование в душе человека всевозможных, подчас противоречивых начал, зачастую едва означенных и сокровенных для него самого, наряду с контрапунктом и алеаторикой, готовит принцип симфонизма нового типа, который нашел свое яркое выражение в более поздних произведениях Платонова.
Алеаторика как принцип организации музыкального произведения получил распространение в художественной практике западных композиторов второй трети XX века. Он предполагал отказ от классической тональной логики развертывания звукового материала и расположение элементов музыкального текста с опорой на фактор случайности. Возможность экстраполяции термина «алеаторика» применительно к особенностям поэтики платоновской прозы связана с признанием писателем стихийности жизни, не подвластной человеческому разуму. Использование алеаторики осуществляется при создании образов героев «революционного» прошлого (Иван Жох), «низового» настоящего (Иоанн Мамашин, Иван Копчиков) и утопического будущего (Петер Крейцкопф). К алеаторике восходят и структурные особенности рассказа «Родоначальники нации или беспокойные происшествия», созданного А. Платоновым в результате переработки более раннего прозаического произведения — «Рассказа о многих интересных вещах». Сопоставление сюжета «Родоначальников нации…» с событийной канвой исходного текста показывает, что сюжет рассказа 1927-го года гораздо менее линеен. Спонтанность, немотивированность введения ряда эпизодов, случайность появления отдельных персонажей «Родоначальников нации» позволяют говорить об аналогии с техникой алеаторики. Термин «ультрахроматизм» появился в 1916 году в работах А. Авраамова, композитора и музыкального критика. Вместо двенадцатитоновой равномерной темперации А. Авраамов предложил использовать звуковую систему, которая предполагала использование интервалов меньше полутона, так называемых микроинтервалов.
Присутствие в поэтике ряда рассказов Платонова музыкального приема ультрахроматизма представляется логичным в свете идеи дробления целого на части, которая была очень популярна и реализовывалась не только в музыкальных экспериментах А. Авраамова, но и в творчестве литераторов русского авангарда. Принцип ультрхроматизма реализуется в портретах героев ранней прозы А. Платонова, где важное место занимают голосовые характеристики. В частности, по этому принципу выстроен портрет Е. Абабуренко, главного героя рассказа «Бучило», представляющий собой свободную последовательность лаконичных, парадоксальных характеристик, оформленных по принципу дробления целого. Платоновская техника портрета, фиксирующая по принципу ультрахроматизма одновременное существование в душе человека всевозможных, подчас противоречивых начал, зачастую едва означенных и сокровенных для него самого, наряду с контрапунктом и алеаторикой, готовит принцип симфонизма нового типа, который нашел свое яркое выражение в более поздних произведениях Платонова.