Многозначные глагольные приставки в аспекте преподавания РКИ
Ольга Васильевна Анциферова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
164
2015-03-13
15:20 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
Объектом описания является семантика многозначных
глагольных префиксов в аспекте преподавания РКИ. Выбор многозначных префиксов
обусловлен сложностью грамматической темы и трудностями, связанными с
презентацией и усвоением данной темы в иноязычной аудитории. Функционально-семантический
анализ ряда многозначных приставок позволяет выделить основные (базовые)
значения каждой приставки. Сопоставительный анализ учебно-методической
литературы по теме позволяет говорить о необходимости редукции грамматического
материала и поэтапной работе над данной темой.
Тезисы
Многозначные глагольные приставки в аспекте преподавания РКИ.
Актуальность обусловлена важностью данной грамматической темы на продвинутом этапе обучения, ее трудностью и специфичностью, а также неоднозначностью методических подходов в представлении грамматического материала и работе над ним. Спектр значений ряда многозначных префиксов довольно широк, что, в свою очередь, замедляет и затрудняет не только процесс восприятия и понимания, но и использования полученных теоретических знаний на практике. Подробное изучение русских многозначных глагольных приставок “про-”,“по-”,“от-”,“под-”, с соответствующим функционально-семантическим анализом, позволяет сделать вывод о том, что значение многозначной приставки в современном русском языке можно представить в виде инварианта с подзначениями ( под "инвариантом" мы понимаем общее, наиболее абстpактное семантическое значение, которое содержится во всех подзначениях приставки и пpисуще глагольному пpефиксу абсолютно во всех случаях его конкpетного использования ). Более того, приставки “про-” ,“по-”,“от-” и “под-”, как наиболее характерные и частотные, изучаются иностранным учащимся как на начальном,так и на продвинутом этапах обучения, что позволяет говорить о поступательном характере раскрытия рассматриваемой грамматической темы и о возможности постепенного (поэтапного) расширения семантики многозначной приставки. Таким образом, изучение полисемантичных приставок “про-”,”по-”, “от-”,”под-” на продвинутом этапе обучения ( Ⅱсертификационный уровень ) может и должно опираться на уже полученные ранее знания по этой теме (базовый, 1 сертификационный уровень). При составлении семантической классификации глагольных приставок важно учитывать уровень обучения, а также уже имеющиеся знания учащихся о семантике приставок. Так, например, многозначная приставка «про-» может быть представлена следующими базовыми значениями на продвинутом этапе обучения (от ⅠкоⅡсертификационному уровню ): 1)Действие,направленное сквозь, через что-либо; (Например: Мышь проела дыру в мешке) 2)Продолжительность действия; (Например: Поcле тяжёлого рабочего дня он проспал десять часов.) 3)Действие, в результате которого причинен вред, ущерб, упущение. (Например: Я не знаю, какой прогноз погоды на завтра. Прослушал сообщение синоптиков.). Редукция спектра значений позволяет учащимся лучше усваивать сложный грамматический материал, активно использовать его в разговорной практике и уверенно постигать русскую грамматику. Разработана система упражнений и заданий // 1. Упражнения в сознательном выборе; Имитативные упражнения и др. 2. Трансформационные задания с целью выявления синонимических и антонимических связей приставок ( про-, по-, от-, под- ); 3. Микродиалоги //, направленных на выработку соответствующих навыков и умений.
Актуальность обусловлена важностью данной грамматической темы на продвинутом этапе обучения, ее трудностью и специфичностью, а также неоднозначностью методических подходов в представлении грамматического материала и работе над ним. Спектр значений ряда многозначных префиксов довольно широк, что, в свою очередь, замедляет и затрудняет не только процесс восприятия и понимания, но и использования полученных теоретических знаний на практике. Подробное изучение русских многозначных глагольных приставок “про-”,“по-”,“от-”,“под-”, с соответствующим функционально-семантическим анализом, позволяет сделать вывод о том, что значение многозначной приставки в современном русском языке можно представить в виде инварианта с подзначениями ( под "инвариантом" мы понимаем общее, наиболее абстpактное семантическое значение, которое содержится во всех подзначениях приставки и пpисуще глагольному пpефиксу абсолютно во всех случаях его конкpетного использования ). Более того, приставки “про-” ,“по-”,“от-” и “под-”, как наиболее характерные и частотные, изучаются иностранным учащимся как на начальном,так и на продвинутом этапах обучения, что позволяет говорить о поступательном характере раскрытия рассматриваемой грамматической темы и о возможности постепенного (поэтапного) расширения семантики многозначной приставки. Таким образом, изучение полисемантичных приставок “про-”,”по-”, “от-”,”под-” на продвинутом этапе обучения ( Ⅱсертификационный уровень ) может и должно опираться на уже полученные ранее знания по этой теме (базовый, 1 сертификационный уровень). При составлении семантической классификации глагольных приставок важно учитывать уровень обучения, а также уже имеющиеся знания учащихся о семантике приставок. Так, например, многозначная приставка «про-» может быть представлена следующими базовыми значениями на продвинутом этапе обучения (от ⅠкоⅡсертификационному уровню ): 1)Действие,направленное сквозь, через что-либо; (Например: Мышь проела дыру в мешке) 2)Продолжительность действия; (Например: Поcле тяжёлого рабочего дня он проспал десять часов.) 3)Действие, в результате которого причинен вред, ущерб, упущение. (Например: Я не знаю, какой прогноз погоды на завтра. Прослушал сообщение синоптиков.). Редукция спектра значений позволяет учащимся лучше усваивать сложный грамматический материал, активно использовать его в разговорной практике и уверенно постигать русскую грамматику. Разработана система упражнений и заданий // 1. Упражнения в сознательном выборе; Имитативные упражнения и др. 2. Трансформационные задания с целью выявления синонимических и антонимических связей приставок ( про-, по-, от-, под- ); 3. Микродиалоги //, направленных на выработку соответствующих навыков и умений.