XLIV Международная филологическая научная конференция

Традиции религиозной поэзии в словацкой литературе до первой половины ХХ в.

Екатерина Игоревна Курсакова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

211
2015-03-13
13:50 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

Религиозная поэзия как самостоятельный жанр поэтического творчества прошла длительный путь становления: через литературную трансформацию традиционного религиозного песнопения (григорианского хорала) создаются первые канционалы (после 1620 г.), впоследствии усложненные до лирических религиозных песен с выраженным субъективным началом, что приводит к созданию в ХХ в. целого литературного течения (Католическая Модерна), возродившего древние литературные традиции христианской поэзии. 

Тезисы

Религиозная словацкая поэзия восходит своими корнями к западноевропейскому типу литургических песнопений – грегорианскому хоралу. До XV века центрами словацкой книжно-письменной культуры были монастыри. Один из сохранившихся литературных памятников этого периода со словацкими глоссами - сборник церковных песен Вацлава Бзенецкого (1385). Однако в неблагоприятных исторических условиях (нашествие татар в XIII в., турецкие войны XIV-XV вв.) словацкий язык и литература длительное время не могли свободно развиваться. В период словацкого Ренессанса (XV-XVI вв.) центральное место в религиозной литературе занимает библейский стиль. Наиболее ярко это проявилось в жанре духовной поэзии, где наблюдаются прямые парафразы из Библии, переложение псалмов и текстов Псалтири. Значительным отличием от предыдущего периода является появление субъективной духовной лирики. Как правило, эти личные переживания в форме молитвы принадлежат авторам-протестантам, писавшим на словакизированном чешском языке. Таковы, например, произведения Яна Сильвана (1493- 1572) и Элиаша Лани (1570-1618). Религиозную лирику Я. Сильвана отличает выраженное субъективное начало, вступающее в противоречие с канонической формой псалмов. В своих стихах из книги «Песни новые на семь псалмов покаянных и другие псалмы» (1571) поэт затрагивает традиционные для духовной поэзии темы, ссылаясь не только на текст Библии, но и на античную философию. Другим не менее известным представителем духовной лирики эпохи Ренессанса был Элиаш Лани. В его творчестве мы также наблюдаем выраженный субъективизм. Но, в отличие от предшественников, у Э. Лани наблюдается углубление мистицизма, фатализма, чувства вины и страха (песни «Так ли я всегда в печали», «Хоть сердце моё тоскует»). Всё это свидетельствует о преобладании барочного начала в лирике Лани. В творчестве классициста Яна Голлого (1785-1849) библейская символика занимает особое место. В сборнике «Католический песенник» автор стремится в доступной для народа форме изложить молитвы на каждый день – как для повседневного, так и для праздничного случая («Молитва утренняя», «По воскресеньям», «Рождественская»). Крупнейшая фигура второй половины XIX столетия П.О. Гвездослав раскрывает тему взаимоотношений человека с Богом в сборнике «Псалмы и гимны» (1985). Отношение поэта к Творцу неоднозначно, в чем проявился бунтарский дух человека эпохи упадка. Однако лирический герой признает божественную природу всего сущего на земле  («Псалом жалобы», «De profundis»). В начале ХХ века традиции духовной лирики были восприняты поэтами Словацкой Модерны, литературного течения 1900-1918 гг. В творчестве одного из главных представителей Модерны Ивана Краско находим неоднократное обращение к религии: христианские образы-символы, библейские аллюзии (сб. «Nox et solitudо», 1909). Вслед за мистическими откровениями И. Краско к религиозной теме обращается неосимволист Э.Б. Лукач. В сборнике «Гимны во славу Господню» (1926) поэт исходит не только из библейских сюжетов, но также из традиций религиозной словацкой поэзии. Невидимую связь духовной лирики словацких поэтов продолжают представители Католической Модерны (Дилонг, Силан, Глбина, Вайгл и др.), течения, сформировавшегося под прямым влиянием реформации на рубеже XIX-XX веков. Католических авторов вдохновляют темы, напрямую связанные с церковными традициями, но нередко они открывают читателю свои интимные переживания (поиск путей к спасению души, страх смерти, жажда духовной любви). Традиции словацкой духовной поэзии имеют богатую историю: через литературную трансформацию грегорианского хорала создаются первые канционалы, впоследствии усложненные до лирических религиозных песен, что приводит к созданию в ХХ веке целого литературного течения (Католическая Модерна), поддерживающего древние литературные традиции христианской поэзии.