Рефлексия путешественника: «Сентиментальное путешествие» Стерна и «Путешествие из Парижа в Иерусалим» Шатобриана
Екатерина Эдуардовна Овчарова
Докладчик
независимый исследователь
215а
2015-03-11
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Путевую прозу Стерна и Шатобриана традиционно относят к разным видам литературы, хотя, согласно ряду исследований современных французских литературоведов, различие это не столь разительно, как казалось раньше. Сравнительное
же изучение путешествий английского и французского автора в аспекте рефлексии путешественника показательно
во многих отношениях. Прежде всего, оно
помогает уточнить ряд существенных моментов, связанных с жанровыми модификациями литературы путешествий.
Тезисы
Установка традиционного европейского путешествия Нового
времени на объективное отражение действительности подверглась сомнению — и даже осмеянию — в романе
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) Лоренса Стерна. Уже
само название книги — «A Sentimental Travel through France and Italy» — носило
реминисцентный характер (И. В. Банах) и было полемически заострено против
популярной в XVIII в. книги «Travels through France and Italy» (1766) Т. Смоллетта, имевшей ярко выраженный просветительский
характер.
Роман Стерна, являясь художественным произведением, тем не менее, сохраняет связь с документальным типом повествования: его сюжет основан на реальных путешествиях автора и имеет фрагментарную структуру документальных путевых заметок, часть персонажей носят имена и статус действительно существовавших людей. Вместе с тем, будучи свободным не только от строгой привязанности к географическим реалиям, но и от таких атрибутов романного текста, как авантюрный сюжет и принцип линейного повествования, роман оказал прямое и весьма сильное воздействие на развитие литературы путешествий — как на документальную прозу, так и на художественные произведения, что важно в плане изучения неоднозначного в жанровом отношении феномена литературы путешествий. Как и в VII томе первого романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», в «Сентиментальном путешествии» обосновывается правомерность рефлексии, собственного взгляда путешественника на предмет изображения: вещный мир подвержен разрушению, вечным бытием обладает лишь мир человеческих чувств.
Книга Рене Шатобриана «Путешествие из Парижа в Иерусалим» появилась почти через сорок лет после романа Стерна. Как отмечается современными французскими исследователями, путешествие Шатобриана представляет собой явление несравненно более сложное, чем документальное описание увиденного, а в свое время оно имело характер совершенно новаторский. Впервые в документальной литературе путешествий сам путешественник (субъект) с его предпочтениями и склонностями стал более значим, чем объект — наблюдаемые им достопримечательности окружающего мира. Сравнительное изучение путевой прозы Стерна и Шатобриана в аспекте рефлексии путешественника, несмотря на традиционное отнесение их к разным видам литературы, показательно во многих отношениях. Прежде всего, оно помогает уточнить некоторые моменты жанровых модификаций литературы путешествий — с учетом того, что мировосприятие Шатобриана сформировалось во второй половине XVIII в., когда влияние сентиментализма и, в частности, творчества Лоренса Стерна было весьма значительным.
Роман Стерна, являясь художественным произведением, тем не менее, сохраняет связь с документальным типом повествования: его сюжет основан на реальных путешествиях автора и имеет фрагментарную структуру документальных путевых заметок, часть персонажей носят имена и статус действительно существовавших людей. Вместе с тем, будучи свободным не только от строгой привязанности к географическим реалиям, но и от таких атрибутов романного текста, как авантюрный сюжет и принцип линейного повествования, роман оказал прямое и весьма сильное воздействие на развитие литературы путешествий — как на документальную прозу, так и на художественные произведения, что важно в плане изучения неоднозначного в жанровом отношении феномена литературы путешествий. Как и в VII томе первого романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», в «Сентиментальном путешествии» обосновывается правомерность рефлексии, собственного взгляда путешественника на предмет изображения: вещный мир подвержен разрушению, вечным бытием обладает лишь мир человеческих чувств.
Книга Рене Шатобриана «Путешествие из Парижа в Иерусалим» появилась почти через сорок лет после романа Стерна. Как отмечается современными французскими исследователями, путешествие Шатобриана представляет собой явление несравненно более сложное, чем документальное описание увиденного, а в свое время оно имело характер совершенно новаторский. Впервые в документальной литературе путешествий сам путешественник (субъект) с его предпочтениями и склонностями стал более значим, чем объект — наблюдаемые им достопримечательности окружающего мира. Сравнительное изучение путевой прозы Стерна и Шатобриана в аспекте рефлексии путешественника, несмотря на традиционное отнесение их к разным видам литературы, показательно во многих отношениях. Прежде всего, оно помогает уточнить некоторые моменты жанровых модификаций литературы путешествий — с учетом того, что мировосприятие Шатобриана сформировалось во второй половине XVIII в., когда влияние сентиментализма и, в частности, творчества Лоренса Стерна было весьма значительным.