XLIV Международная филологическая научная конференция

Материя исчезновения: эстетика акселерации и новая предметность в современном кинематографе

Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

25
2015-03-14
13:20 - 13:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут прослежены знаковые для современного кинематографа мотивы ускорения и усовершенствования психосоматических, нейрофизиологических, когнитивных особенностей человека в результате биотехнологических экспериментов или техногенных катастроф. Основной тезис доклада заключается в том, что под воздействием глобальных процессов ускорения (и в политэкономической сфере, и в области генной и клеточной инженерии) в кинематографе визуализируется принципиально новый антропологический тип, а также модель новой предметности, которая предстает в образе таинственной, непостижимой, мерцающей Вещи.

Тезисы

В докладе будет намечена взаимосвязь между трактовками скорости и ускорения в эстетических теориях XX века (от советского революционного авангарда и итальянского футуризма до «дромологии» Поля Вирильо) и стремительно развивающейся в начале XXI века эстетикой акселерации, чьи базовые принципы предложены в работах Ника Лэнда, Стивена Шавиро, Реза Негарестани и Беньямина Нойза. На примере фильмов «Люси» Люка Бессона, «Бегущий в лабиринте» Уэса Болла, «Дивергент» Нила Бергера, сериалов «За гранью», «Спираль» и «Штамм», будут подробно прослежены важнейшие для современного кинематографа темы трансгуманизма, параллельных миров, нейропротезирования, экологического и биотерроризма. Также будут изучены связанные с ними мотивы ускорения и усовершенствования психосоматических, нейрофизиологических, когнитивных особенностей человека в результате биотехнологических экспериментов или техногенных катастроф. Под воздействием глобальных процессов ускорения (например, в политэкономической сфере и в области генной и клеточной инженерии, в репродуктивном клонировании и технологиях трехмерной печати физических объектов) в кинематографе появляется и визуализируется принципиально новый антропологический тип. Ключевой персонаж современных фильмов (в основном, относящихся к жанру постапокалиптической антиутопии с элементами социальной критики, вроде «Голодных  игр» Гэри Росса или «Сквозь снег» Пона Чжун Хо) предстает усовершенствованным «трансчеловеком». С помощью суперсовременных психотропных веществ постоянно ускоряя или обновляя свои базовые навыки и способности, он намеренно (или вынужденно) пребывает на грани между искусственным и естественным, органическим и кибернетическим, биологическим и синтезированным, физическим присутствием и апофатическим мерцанием. Что отличает кинематографического персонажа эпохи акселерационизма от героев киберпанка или научно-фантастических триллеров предшествующих эпох, это его сознательный отказ оставаться человеком, ограниченным изначально данными и предписанными ему природой индивидуальными задатками и способностями, телесно-физическими или интеллектуальными.  Современные концепции акселерации предполагает, что беззаветно следующий им человек выбирает для себя траекторию стремительных, необратимых и фатальных мутаций (вплоть до полного растворения в информационно-компьютерной среде, что происходит с героиней фильма Люка Бессона «Люси»). Кроме того, факторы повсеместного ускорения, осмысляемые сегодня кинематографом в футурологическом ключе, приводят к появлению и утверждению «новой предметности». Объектом изображения в ряде значимых и харизматических фильмов становятся безостановочные и неуправляемые превращения дотоле устойчивой физической материи, даже ее распыление или исчезновение в результате постоянного нарастания скорости ее трансформаций. Зыбкая и текучая материя в современном кинематографе нередко вырисовывается в образе зловещей, непостижимой, таинственной и мерцающей Вещи, специфику которой сегодня обсуждают теоретики «спекулятивного реализма, Квентин Мейясу, Грэм Харман, Реза Негарестани. В заключение доклада будет доказано, что именно широко распространенные в сегодняшнем гуманитарном знании термины (такие как спекулятивный реализм и акселерационизм) позволяют четко и всесторонне проанализировать те изменения и новации, которые сегодня происходят и с элементами киноязыка, и с приемами кинематографического изображения человека и окружающей его материальной реальности.