Материя исчезновения: эстетика акселерации и новая предметность в современном кинематографе
Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
25
2015-03-14
13:20 -
13:55
Ключевые слова, аннотация
В докладе будут прослежены знаковые для
современного кинематографа мотивы ускорения и усовершенствования психосоматических,
нейрофизиологических, когнитивных особенностей человека в результате
биотехнологических экспериментов или техногенных катастроф. Основной тезис
доклада заключается в том, что под воздействием глобальных процессов ускорения (и
в политэкономической сфере, и в области генной и клеточной инженерии) в кинематографе
визуализируется принципиально новый антропологический
тип, а также модель новой предметности,
которая предстает в образе таинственной, непостижимой, мерцающей Вещи.
Тезисы
В докладе будет намечена взаимосвязь между трактовками
скорости и ускорения в эстетических теориях XX века (от советского
революционного авангарда и итальянского футуризма до «дромологии» Поля Вирильо)
и стремительно развивающейся в начале XXI века эстетикой акселерации, чьи базовые принципы
предложены в работах Ника Лэнда, Стивена Шавиро, Реза Негарестани и Беньямина Нойза.
На примере фильмов «Люси» Люка Бессона, «Бегущий в лабиринте» Уэса Болла, «Дивергент»
Нила Бергера, сериалов «За гранью», «Спираль» и «Штамм», будут подробно прослежены
важнейшие для современного кинематографа темы трансгуманизма, параллельных
миров, нейропротезирования, экологического и биотерроризма. Также будут изучены
связанные с ними мотивы ускорения и усовершенствования психосоматических,
нейрофизиологических, когнитивных особенностей человека в результате
биотехнологических экспериментов или техногенных катастроф. Под воздействием глобальных
процессов ускорения (например, в политэкономической сфере и в области генной и
клеточной инженерии, в репродуктивном клонировании и технологиях трехмерной
печати физических объектов) в кинематографе появляется и визуализируется принципиально
новый антропологический тип. Ключевой персонаж современных фильмов (в основном,
относящихся к жанру постапокалиптической антиутопии с элементами социальной
критики, вроде «Голодных игр» Гэри Росса
или «Сквозь снег» Пона Чжун Хо) предстает усовершенствованным «трансчеловеком».
С помощью суперсовременных психотропных веществ постоянно ускоряя или обновляя
свои базовые навыки и способности, он намеренно (или вынужденно) пребывает на
грани между искусственным и естественным, органическим и кибернетическим,
биологическим и синтезированным, физическим присутствием и апофатическим
мерцанием. Что отличает кинематографического персонажа эпохи акселерационизма
от героев киберпанка или научно-фантастических триллеров предшествующих эпох,
это его сознательный отказ оставаться человеком, ограниченным изначально данными
и предписанными ему природой индивидуальными задатками и способностями,
телесно-физическими или интеллектуальными. Современные концепции акселерации предполагает,
что беззаветно следующий им человек выбирает для себя траекторию стремительных,
необратимых и фатальных мутаций (вплоть до полного растворения в
информационно-компьютерной среде, что происходит с героиней фильма Люка Бессона
«Люси»). Кроме того, факторы повсеместного ускорения, осмысляемые сегодня
кинематографом в футурологическом ключе, приводят к появлению и утверждению «новой
предметности». Объектом изображения в ряде значимых и харизматических фильмов становятся
безостановочные и неуправляемые превращения дотоле устойчивой физической материи,
даже ее распыление или исчезновение в результате постоянного нарастания
скорости ее трансформаций. Зыбкая и текучая материя в современном кинематографе
нередко вырисовывается в образе зловещей, непостижимой, таинственной и
мерцающей Вещи, специфику которой сегодня обсуждают теоретики «спекулятивного
реализма, Квентин Мейясу, Грэм Харман, Реза Негарестани. В заключение доклада
будет доказано, что именно широко распространенные в сегодняшнем гуманитарном
знании термины (такие как спекулятивный реализм и акселерационизм) позволяют четко
и всесторонне проанализировать те изменения и новации, которые сегодня происходят
и с элементами киноязыка, и с приемами кинематографического изображения
человека и окружающей его материальной реальности.