XLIV Международная филологическая научная конференция

Устные рассказы деревенских женщин о платах, платках и шалях

Любовь Викторовна Голубева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2015-03-12
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Платки, платы и шали на протяжении долгого времени являлись и остаются до сих пор значимым атрибутом в ритуальной и повседневной жизни деревенских женщин. В докладе будут представлены и проанализированы женские устные рассказы, в которых не просто повествуется об интересующих  предметах, но рассказывается именно о личном опыте взаимодействия с ними. Другими словами, важными для  исследователя оказываются такие тексты, в которых женщины рассказывают не о том, как надо делать, а как делали они сами (дарили платки, обменивались платами, хранили шали матерей, относили пелены к крестам и т. п.) 

Тезисы

Автор доклада в очередной раз обращается к известной в фольклористике и этнографии теме платка. Повышенный интерес к данному атрибуту среди фольклористов и этнографов разных поколений не является случайным. Полотно (и любое производное от него – тканый отрез, полотенце, платки и пр.) в жизни деревенской женщины, начиная с девичества (с момента овладения ею навыками ткачества), имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Женщины в повседневной жизни и в обрядах, постоянно одаривают друг друга платками (полотенцами, отрезами и пр.) обмениваются, оставляют в наследство своим родственницам (и не только им), используют их в магических и каких-то еще особых целях. Платок всегда выполнял и выполняет до сих пор различные знаковые функции (такие как оберег, связь, развитие отношений, долг, жертва и пр.), это постоянный и часто необходимый атрибут почти во всех обрядах жизненного цикла и обрядах инициации (например, в рекрутском обряде). Платок является не просто подарком, а особенным, обязывающим даром. Как этнографы, так и фольклористы неоднократно уделяли свое внимание традиции ношения платка, которая имеет сложную систему и определяется социальным, возрастным статусом, и даже половой принадлежностью. В докладе свой исследовательский интерес автор направляет не столько на рассмотрение обрядов, в которых фигурирует обозначенный атрибут, или на выявление его символических функций при семантическом анализе ситуаций и контекстов и т.п., сколько на человека, на его личный опыт и личную связь с таким предметом как платок. Исходя из положения, что устная речь любого человека о себе, о своей повседневной жизни и своем личном опыте, на самом деле представляет собой концентрат общего знания традиции, исследователя будут интересовать именно биографические рассказы, в которых деревенские женщины делятся своим личным опытом или своими наблюдениями над другими людьми об использовании платов в повседневной и ритуальной жизни. Анализ таких нарративов позволит увидеть, с помощью каких действий и повседневных практик описываются и актуализируются в устной речи уже выявленные в предыдущих работах символические значения и функции платка (охранительная, связывающая и пр.). В качестве материала в докладе послужат устные рассказы, записанные от деревенских женщины в ходе интервью в рамках фольклорных экспедиций СПбГУ в период 1970-х гг.