Киноапофатика и нейрообраз
Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кинозал
2015-03-13
16:30 -
17:05
Ключевые слова, аннотация
Как кинонарратив балансирует на грани своего бытия? Какие фильмы становятся площадкой для экспериментов над кинематографической природой фильма? Cовременная культура перешла от понимания образа как «иллюзии реальности» к пониманию образа как «реальности иллюзии» (Патриция Пистерс), зритель больше не смотрит на мир глазами героя, он видит его мысли-образы, «the brain is the screen» (Gilles Deleuze). Меняет ли реальность мыслей-образов природу человеческого опыта? В центре внимания доклада – нейрообраз, его представление на экране и функциональная роль.
Тезисы
С. Эйзенштейн видел в кино синтез разных искусств, «искусство будущего» в вагнеровском смысле. Однако фильм – это не только медиум для Gesamtkunstwerk, он обладает своей эстетикой и своим языком. Наррация фильма предполагает ограничения и табу, заданные и киноязыком, и способом наррации, и ее предметом. Расшатывание системы кинотекста ставит под вопрос существование отдельного фильма, а отказ от экспериментирования – существование самого кино.
Как кинонарратив балансирует на грани своего бытия? Какие фильмы становятся площадкой для экспериментов над кинематографической природой фильма? По мнению Патриции Пистерс, современная культура перешла от понимания образа как «иллюзии реальности» к пониманию образа как «реальности иллюзии», зритель больше не смотрит на мир глазами героя, он видит его мысли-образы, “the brain is the screen” (Gilles Deleuze). Меняет ли реальность мыслей-образов природу человеческого опыта? В центре внимания доклада – нейрообраз, его представление на экране и функциональная роль.