Современная российская антиутопия
Андрей Дмитриевич Степанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2015-03-13
13:10 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются причины т. н. «бума антиутопий» 2005–2008 гг., дается классификация антиутопических романов, анализируется их поэтика. Особое внимание автор уделяет трилогии В. Сорокина («День опричника» — «Сахарный Кремль» — «Теллурия») и роману М. Елизарова «Библиотекарь». За подмодернистскими фантазиями о ближайшем и отдаленном будущем России автор доклада пытается увидеть определенные традиции классической русской литературы.
Тезисы
Наиболее
явной тенденцией, которая проявилась в полную силу в 2004–2008 годах и была
продолжена в дальнейшем, был «бум антиутопий». В
этот период писатели и журналисты стали один за другим выпускать романы, в
которых ближайшее и отдаленное будущее России представлялось в дистопических
формах. Причиной такого поворота стала прежде всего неопределенность
политического будущего.
Поскольку антиутопия часто прибегает к аппроксимации и линейному прогнозированию (продлению наметившихся в настоящем линий развития в будущее), то многие художественные тексты 2004–2008 годов представляли картину жизни страны через пять — десять — двадцать лет как гиперболу современных тенденций: «хаотических» или «имперских», в зависимости от политических убеждений и глубины скепсиса автора.
Сочинения, в которых предсказывался хаос и распад, количественно преобладали. Так, в романах Александра Проханова «Теплоход „Иосиф Бродский“» и Сергея Доренко «2008» (Проханов 2006; Доренко 2005) изображался нерешительный президент, отказывающийся идти на третий срок, что приводило в конечном итоге к кровавой революции. В романе Сергея Минаева «Media Sapiens» (Минаев 2007) бессовестный политтехнолог на западные деньги дискредитировал власть с целью отмены «третьего срока» и победы оппозиции. Ольга Славникова в романе «2017» изобразила революцию, повторившуюся через сто лет после октября 1917 года.
Как показало время, произведения, в которых предсказывался «хаотический» сценарий будущего, оказались всего лишь свидетельствами определенных настроений в обществе середины 2000-х годов. Они не получили продолжения и были быстро забыты. В отличие от них, те немногочисленные антиутопии, в которых предвиделось усиление авторитарных тенденций, международная изоляция России, повторение исторических ошибок и — шире — возвращение архаических тенденций, оказались востребованы и в условиях 2010-х годов
Через десять лет после начала «бума антиутопий» можно определенно сказать, что самой значимой отечественной книгой первого десятилетия XXI века стал роман Владимира Сорокина «День опричника», предсказывавший, что авторитарные тенденции приведут к реставрации империи и возвращению прежних исторических форм власти и культуры. Автор доклада доказывает, что Сорокин, посвятивший половину жизни беспощадному уничтожению «литературности» со всеми ее мотивами и приемами, конструирует новую реальность из обломков разрушенной, де-конструированной.
Отличительной чертов как мира России 2028 года, так и отдаленного будущего, изображенного в романе "Теллурия" Сорокин считает эклектичность (которая отражает состояние современного российского социума).
В романе М. Елизарова "Библиотекарь" (2008) ведущую роль играют ритуалы, призванные поддержать единство страны и общества. Не веря в спасение через культурную память (код или знак), Елизаров надеется только на ритуальное заклинание и через него — на высшие силы. Конечной же целью ритуала оказывается обретение сообществом единства и веры. Из этого следует парадоксальный вывод: в «Библиотекаре» выражена идея не советской, а классической русской литературы. Именно она идеализировала общину, соборность, церковь, любое добровольное объединение людей во имя спасения души и служения истине. Таким образом, в творчестве признанных писателей-постмодернистов можно увидеть традиции "преодоления постмодерна" и возвращения к классическим ценностям, в конечном итоге — к реализму.
Поскольку антиутопия часто прибегает к аппроксимации и линейному прогнозированию (продлению наметившихся в настоящем линий развития в будущее), то многие художественные тексты 2004–2008 годов представляли картину жизни страны через пять — десять — двадцать лет как гиперболу современных тенденций: «хаотических» или «имперских», в зависимости от политических убеждений и глубины скепсиса автора.
Сочинения, в которых предсказывался хаос и распад, количественно преобладали. Так, в романах Александра Проханова «Теплоход „Иосиф Бродский“» и Сергея Доренко «2008» (Проханов 2006; Доренко 2005) изображался нерешительный президент, отказывающийся идти на третий срок, что приводило в конечном итоге к кровавой революции. В романе Сергея Минаева «Media Sapiens» (Минаев 2007) бессовестный политтехнолог на западные деньги дискредитировал власть с целью отмены «третьего срока» и победы оппозиции. Ольга Славникова в романе «2017» изобразила революцию, повторившуюся через сто лет после октября 1917 года.
Как показало время, произведения, в которых предсказывался «хаотический» сценарий будущего, оказались всего лишь свидетельствами определенных настроений в обществе середины 2000-х годов. Они не получили продолжения и были быстро забыты. В отличие от них, те немногочисленные антиутопии, в которых предвиделось усиление авторитарных тенденций, международная изоляция России, повторение исторических ошибок и — шире — возвращение архаических тенденций, оказались востребованы и в условиях 2010-х годов
Через десять лет после начала «бума антиутопий» можно определенно сказать, что самой значимой отечественной книгой первого десятилетия XXI века стал роман Владимира Сорокина «День опричника», предсказывавший, что авторитарные тенденции приведут к реставрации империи и возвращению прежних исторических форм власти и культуры. Автор доклада доказывает, что Сорокин, посвятивший половину жизни беспощадному уничтожению «литературности» со всеми ее мотивами и приемами, конструирует новую реальность из обломков разрушенной, де-конструированной.
Отличительной чертов как мира России 2028 года, так и отдаленного будущего, изображенного в романе "Теллурия" Сорокин считает эклектичность (которая отражает состояние современного российского социума).
В романе М. Елизарова "Библиотекарь" (2008) ведущую роль играют ритуалы, призванные поддержать единство страны и общества. Не веря в спасение через культурную память (код или знак), Елизаров надеется только на ритуальное заклинание и через него — на высшие силы. Конечной же целью ритуала оказывается обретение сообществом единства и веры. Из этого следует парадоксальный вывод: в «Библиотекаре» выражена идея не советской, а классической русской литературы. Именно она идеализировала общину, соборность, церковь, любое добровольное объединение людей во имя спасения души и служения истине. Таким образом, в творчестве признанных писателей-постмодернистов можно увидеть традиции "преодоления постмодерна" и возвращения к классическим ценностям, в конечном итоге — к реализму.