XLIV Международная филологическая научная конференция

«Во Франции это устроено лучше». Стилистическое своеобразие «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна и эстетика рококо

Полина Юрьевна Ермакова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2015-03-11
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

Вопрос стилистического своеобразия «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоренса Стерна до последнего времени не был центральным вопросом стерноведения, так как не вызывала сомнений его принадлежность к сентиментализму. Лишь в последнее время высказываются предположения о влиянии рококо на стиль писателя. Я предлагаю на примере текста «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» и иллюстраций у нему убедиться, что динамика стилевых взаимодействий в XVIII веке была напряженной и противоречивой, что сказалось и на визуальных воплощениях образов романа.

Тезисы

Вопрос стилистического своеобразия «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоренса Стерна до последнего времени не был центральным вопросом стерноведения, так как не вызывала сомнений его принадлежность к сентиментализму. Лишь в последнее время высказываются предположения о влиянии рококо на стиль писателя. Я предлагаю на примере текста «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» и иллюстраций у нему убедиться, что динамика стилевых взаимодействий в XVIII веке была напряженной и противоречивой, что сказалось и на визуальных воплощениях образов романа.
В Англии рококо не сформировалось как самостоятельное направление, однако оказало влияние на социально-политическую, философскую и художественную сферы. В английской литературе стиль рококо, не являясь самостоятельным, нередко взаимодействует с основной стилевой характеристикой того или иного произведения. На материале французской литературы исследователи выделяют следующие характеристики романа рококо: свобода композиционной организации и нарушение традиционной иерархии, перенос акцентов с общественного на личное, внимание к интимности мнения, миниатюризация. Перенос акцентов на мелкое и незначительное в тексте нередко выражается посредством метонимии. На структурном и содержательном уровне для эстетики рококо характерна загадка, реализуемая с помощью приема намека, открытых финалов, умолчания и недоговоренности. То, что в рокайльную форму могут быть облечены просветительские, сатирические и дидактические наставления, позволяет говорить об идеи эстетического компромисса рококо — о сложных взаимоотношениях разных стилей и компонентов в рамках одного произведения. Все перечисленные особенности вместе с всепоглощающей иронией придают произведениям этого стиля игровой характер.
Обратимся к роману Лоренса Стерна и проанализируем, насколько эти характеристики свойственны тексту, иллюстрациям к нему и шире — визуальной культуре XVIII-XIX века. На сюжетном уровне рокайльные мотивы реализуется в сценах взаимодействия Йорика с героинями: дамой в Кале, гризеткой и служанкой. Галантным сценам, которые описывает Стерн, можно найти аналог в визуальных искусствах XVIII века, в основном в живописи и гравюре эпохи рококо. Стерн, создавая визуально насыщенные вербальные картины, апеллирует к уже существующей художественной традиции. И незнакомку в Кале, и гризетку не раз иллюстрировали художники XVIII и XIX веков. Рокайльная двусмысленность этих сцен была считана иллюстраторами второй половины XIX века, когда второе рококо вновь стало модным стилем на континенте. Особенно выразительны гравюры француза Мориса Лелуара, в которых увлечение неорококо проявилось в полной мере.
Недоговоренность Стерна — не только намек, но и сознательная ориентированность на фрагментарность повествования. Во фрагментарности Стерна можно обнаружить отражение современных ему художественных тенденций. В визуальных искусствах отрывок представляет модную идею «image made by chance». Фрагментарность повествования особенно очевидно визуализируется в иллюстрациях Мориса Лелуара. Таким образом, подтверждением рокайльных особенностей «Сентиментального путешествия» служат: нарушение традиционной иерархии; эротизм; применение техники намека и эвфемизма; на сюжетном уровне — присутствие интриг, загадок, тайн; игровой характер взаимодействия точек зрения в романе, который достигается ироничным отношением героя к событиям и ироничным отношением автора к собственному герою. Изучение образов «Сентиментального путешествия», иллюстраций к нему и широкого контекста визуальной культуры эпохи приводят нас к выводу о противоречивых стилевых взаимодействиях в XVIII веке и о том, что способы иллюстрирования и выбор объекта для художников всегда тесно связан с проблемой рецепции текстов и современной эстетической и интеллектуальной модой.