XLIV Международная филологическая научная конференция

Опыт использования программы Audacity в рамках вводно-фонетического курса по китайскому языку

Татьяна Анатольевна Пак
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

12
2015-03-13
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе описывается опыт использования программы Audacity в рамках вводно-фонетического курса (ВФК) по китайскому языку. Мы уверенны, что огромным образовательным потенциалом обладают компьютерные программы изначально не созданные для учебных целей. К таковым относится программа Audacity. Эффективность использования данной программы обуславливается определенными функциями самой программы и рядом упражнений, направленных на преодоление определенных фонетических трудностей, формирование произносительных и аудитивных навыков.

Тезисы

Программа Audacity является свободным аудиоредактором звуковых файлов, ориентированная на работу с несколькими дорожками. Работает под управлением практически всех операционных систем: Microsoft Windows, Linux, Mac OS. Редактор Audacity обеспечивает выполнение таких функций, как (приводим некоторые): ·     запись с микрофона, линейного входа и других источников; ·     запись с одновременным прослушиванием имеющихся дорожек; ·     индикаторы уровня записи и воспроизведения; ·     изменение темпа с сохранением высоты тона; ·     воспроизведение нескольких дорожек одновременно; ·     результаты могут сохраняться во множество форматов. Данная программа не создавалась специально для учебных целей, однако, благодаря широкому спектру функций идеально подходит к использованию на уроках ВФК по китайскому языку на разных этапах работы с фонетическим материалом. Китайский язык обладает рядом характеристик (слоговой характер языка, наличие системы тонов, классификационные признаки гласных и согласных звуков), которые существенно отличаются от русского языка. С самого начала изучения языка студенты сталкиваются с огромным количеством фонетических трудностей, которые можно классифицировать по учебному материалу на: трудности усвоения финалей, трудности усвоения инициалей и трудности усвоения тонов. К трудностям усвоения инициалей можно отнести: овладение придыхательными и непридыхательными согласными звуками, тонкости различия согласных сходных с русским языком, сложности овладения широкий спектр африкатов (z  c   zh   ch   j   q). К трудностям усвоения финалей относятся: тонкости различия гласных звуков сходных с русским языком, овладение переднеязычным и заднеязычным носовыми согласными, овладение составными финалями. К третьей группе относятся: трудности различение тонов на уровне рецепции и продукции, сочетание тонов в словах и др. Выделенные трудности, с которыми сталкиваются студенты в рамках ВФК, могут частично преодолеваться при работе с программой Audacity как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельно работе. Для использования этой программы на аудиторных занятиях необходимо специальное оборудование (компьютер и проектор). На этапе презентации нового материала, очень удобна функция «спектральный анализ», так как дает возможность одновременного представления аудио материала и демонстрацию спектра сигнала. Студенты имеют возможность наглядно увидеть различия тех или иных тонов, придыхательных и непридыхательных согласных и т.д. При самостоятельной работе эта программа обладает еще большей эффективностью, так как позволяет услышать себя со стороны, зафиксировать и проанализировать ошибки, как самим студентом, так и преподавателем.