Вознесение и странствие: от мистериальной драмы к драме пути
Татьяна Алексеевна Зотова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
201
2015-03-13
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается трансформация символической драмы от романтизма (З. Вернер, К. Брентано) до экспрессионизма (А. Стриндберг, Ф. Верфель), прослеживается изменение структурных особенностей драмы, характера разрешения драматического конфликта.
Тезисы
Доклад посвящен изменениям, которые претерпела символическая драма с начала XIX по начало XX вв. Начавшись как мистериальная, или универсальная драма романтиков, имеющая тесные связи с драматургией Кальдерона и средневековой драмой, она изначально рассматривала вопросы бытия человека и мира прежде всего в христианском ключе. Уже на этой стадии обнаруживаются различия в католической и протестантской трактовке христианства, что отражается и в содержательном аспекте драмы.
В творчестве Г. Ибсена ("Бранд") конструкция и тип разрешения конфликта романтической драмы меняются, значительно увеличивается и усложняется роль характера персонажа. В процессе исторического развития жанра прослеживается тенденция ускорению темпа действия, его ритмизации, к более жесткой структуре пьесы в целом.
В "драме пути" (А. Стриндберг, Ф. Верфель) структура редуцируется до "картин" или "станций" на пути персонажа, однако, в отличие от аллегорических, двумерных "картин" романтической драмы, они стремятся не изобразить весь мир per se, а объяснить его в том числе и через новое понимание человека и христианства.
В творчестве Г. Ибсена ("Бранд") конструкция и тип разрешения конфликта романтической драмы меняются, значительно увеличивается и усложняется роль характера персонажа. В процессе исторического развития жанра прослеживается тенденция ускорению темпа действия, его ритмизации, к более жесткой структуре пьесы в целом.
В "драме пути" (А. Стриндберг, Ф. Верфель) структура редуцируется до "картин" или "станций" на пути персонажа, однако, в отличие от аллегорических, двумерных "картин" романтической драмы, они стремятся не изобразить весь мир per se, а объяснить его в том числе и через новое понимание человека и христианства.