XLIV Международная филологическая научная конференция

Космос и идеология в советской кинофантастике 1960-х гг. («Планета бурь», реж. П. Клушанцев)

Инна Николаевна Минеева
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет

Кинозал
2015-03-13
18:50 - 19:25

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен научно-фантастическому фильму П. Клушанцева «Планета бурь» (1961) как иллюстрации преодоления стереотипного в официальном советском искусстве представления о Вселенной как пространстве идеологической пропаганды. Вопреки официальной фантастике, П. Клушанцев популяризирует знания о космосе как пространстве вне Земли, его границах, законах. Кроме того, в фильме ставятся проблемы философского и психологического характера — контакта двух цивилизаций, их существования, столкновения идеологических, антропологических, гендерных возможностей, желаний, а также природы тела и разума. 

Тезисы

Научно-фантастический фильм известного популяризатора науки, знатока космологии и астрономии П. Клушанцева «Планета бурь» (1961), созданного по мотивам одноименной повести А. Казанцева, — яркая иллюстрация преодоления стереотипного в официальном советском искусстве представления о Вселенной как пространстве идеологической пропаганды нелепых лозунгов и представлений о всесилии советского государства, идентификации советского человека как «строителя коммунизма», завоевателя и властителя «диких миров», способного на «планетарные» подвиги и оправдывающего «доверие советского народа». Вопреки официальной научной фантастике, П. Клушанцев популяризирует знания о космосе как пространстве вне Земли, его границах, законах рождения, жизни, развития и умирания. Кроме того, в фильме П. Клушанцев на первый план выводит проблемы философского и психологического характера — контакта двух цивилизаций, их существования, столкновения идеологических, антропологических, гендерных ценностей, возможностей, желаний, а также природы тела и разума. Подобные знания о космосе, земной и внеземной жизни, сути человека формируются за счет взаимодействия идеологического, научного, фантастического нарративов, переосмысления текста-источника (одноименная повесть А. Казанцева), реконструкции земного (советского, идеологического) и внеземного хронотопов, создания космической и «венерианской» мифологии (образы советских и американского космонавтов и «венерианской Аэлиты», ландшафт, стихийный и анималистический мир, язык человеческой и внеземной цивилизаций), введения языка жестов, аллюзий на политические, исторические события (советско-американские отношения), научные гипотезы (К.Э. Циолковский), художественные произведения (повесть А.Н. Толстого «Аэлита»), создания спецэффектов, комбинированных съемок и др.