Подтекст: явление, понятие, сущность
Светлана Степановна Костырева
Докладчик
доцент
Международный университет «МИТСО» (Витебск)
Международный университет «МИТСО» (Витебск)
184
2015-03-12
13:15 -
13:45
Ключевые слова, аннотация
Мы рассматриваем подтекст как результат организации текста, являющийся
синтезом лингвистической и экстралингвистической информации, при условии
обязательной опоры на пресуппозиции, прежде всего лингвистические.Мы
установили, что подтекст возникает как следствие функционирования и
сочетаемости разноуровневых собственно и несобственно лингвистических средств в
рамках одного минимального контекста. В ходе дальнейшего взаимодействия
подтексты разных видов формируют подтекстовое поле.
Тезисы
Гипотеза.
Средством создания подтекста в художественном тексте может стать единица любого
языкового уровня, инициирующая поиск подтекстовой информации в рамках
определенного контекста. Будучи вербализованной реципиентом в условиях
минимального контекста с учетом разного рода пресуппозиций, эксплицируемая
информация образует ядро подтекстового поля. При линейном и трансформационном
развертывании художественного текста происходит взаимодействие,
взаимопроникновение и наложение подтекстовых полей, рассматриваемых реципиентом
в качестве составляющих информативного поля текста.
Достаточно сильная зависимость обнаружения скрытого смысла от воспринимающего субъекта, значительная вариативность глубины снимаемого имплицитного смыслового слоя породили мнение о полной эфемерности категории подтекста. Подобное утверждение, однако, является серьезным заблуждением, ибо подтекст материально закреплен в тексте, только способы этого закрепления специфичны и требуют особой тщательности при восприятии и анализе. Следует различать нетерминологическое и терминологическое значение слова «подтекст», реализуемое им в языке и речи. Поскольку информативность рассматривается нами как универсальная категория текста, то смысл является обязательным компонентом, признаком, условием текста. При этом следует отметить, что смысл может совпадать с содержанием, а также расширять или сужать содержание, или информативное поле. Однако следует указать, что о равнозначности терминов «подтекст» и «скрытый смысл» можно говорить лишь в узком смысле: как об одном из компонентов парадигматической цепи «содержание – смысл». Эксплицируемая и вербализуемая реципиентом подтекстовая информация в одних случаях может рассматриваться как смысл, а в других – как составляющая смысла. Подтекст является результатом синтеза лингвистической и экстралингвистической информации, его индивидуальной характеристикой, которая складывается на базе актуализированного текстового представления, на базе структур вербальной памяти и вербализуется реципиентом с учетом разного рода пресуппозиций. Именно пресуппозиция дает возможность эксплицировать подтекст. Подтекст - это не способ организации текста, а результат такой организации.
Выводы. 1. Подтекст – это некий скрытый пласт информации текста, (вос) создаваемый в сознании реципиента на основе авторского текста и вербализуемый им с учетом разного рода пресуппозиций. 2. Подтекст – лингвистический феномен, ибо он материально закреплен в тексте: в языковой материи текста содержатся сигналы, инициирующие поиск подтекста, вербализуемого читателем с учетом разного рода пресуппозиций. 3. Подтекст является результатом синтеза лингвистической и экстралингвистической информации. Минимальным линейным контекстом, в рамках которого реализуется подтекст, является словосочетание, затем следует предложение и дискурс. При трансформационном принципе расположения материала – целый текст и несколько текстов (интертекст). 4. Подтекст неоднороден, в художественных текстах представлены дескриптивный, коннотативный, фактуальный и содержательный подтексты. Так, например, в прозе конца ХХ века наиболее активны дескриптивный и коннотативный подтексты, реже реализуются фактуальный и содержательный. Среди содержательных чаще актуализируются нравственно-философский, мистический, религиозный, реже – социальный (политический) подтексты. 5. В рамках информативного поля текста может быть выделено подтекстовое поле с его онтологическими характеристиками, в основу описания которого положен принцип уровневого подхода к анализу подтекста.
Достаточно сильная зависимость обнаружения скрытого смысла от воспринимающего субъекта, значительная вариативность глубины снимаемого имплицитного смыслового слоя породили мнение о полной эфемерности категории подтекста. Подобное утверждение, однако, является серьезным заблуждением, ибо подтекст материально закреплен в тексте, только способы этого закрепления специфичны и требуют особой тщательности при восприятии и анализе. Следует различать нетерминологическое и терминологическое значение слова «подтекст», реализуемое им в языке и речи. Поскольку информативность рассматривается нами как универсальная категория текста, то смысл является обязательным компонентом, признаком, условием текста. При этом следует отметить, что смысл может совпадать с содержанием, а также расширять или сужать содержание, или информативное поле. Однако следует указать, что о равнозначности терминов «подтекст» и «скрытый смысл» можно говорить лишь в узком смысле: как об одном из компонентов парадигматической цепи «содержание – смысл». Эксплицируемая и вербализуемая реципиентом подтекстовая информация в одних случаях может рассматриваться как смысл, а в других – как составляющая смысла. Подтекст является результатом синтеза лингвистической и экстралингвистической информации, его индивидуальной характеристикой, которая складывается на базе актуализированного текстового представления, на базе структур вербальной памяти и вербализуется реципиентом с учетом разного рода пресуппозиций. Именно пресуппозиция дает возможность эксплицировать подтекст. Подтекст - это не способ организации текста, а результат такой организации.
Выводы. 1. Подтекст – это некий скрытый пласт информации текста, (вос) создаваемый в сознании реципиента на основе авторского текста и вербализуемый им с учетом разного рода пресуппозиций. 2. Подтекст – лингвистический феномен, ибо он материально закреплен в тексте: в языковой материи текста содержатся сигналы, инициирующие поиск подтекста, вербализуемого читателем с учетом разного рода пресуппозиций. 3. Подтекст является результатом синтеза лингвистической и экстралингвистической информации. Минимальным линейным контекстом, в рамках которого реализуется подтекст, является словосочетание, затем следует предложение и дискурс. При трансформационном принципе расположения материала – целый текст и несколько текстов (интертекст). 4. Подтекст неоднороден, в художественных текстах представлены дескриптивный, коннотативный, фактуальный и содержательный подтексты. Так, например, в прозе конца ХХ века наиболее активны дескриптивный и коннотативный подтексты, реже реализуются фактуальный и содержательный. Среди содержательных чаще актуализируются нравственно-философский, мистический, религиозный, реже – социальный (политический) подтексты. 5. В рамках информативного поля текста может быть выделено подтекстовое поле с его онтологическими характеристиками, в основу описания которого положен принцип уровневого подхода к анализу подтекста.