Семантико-стилистические особенности функционирования синонимов УМ и ИНТЕЛЛЕКТ в современной русской речи
            Наталья Павловна Пинежанинова
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
164
2015-03-11
15:35 -
        15:50
    Ключевые слова, аннотация
    Функционирование в современной речи синонимической пары УМ и ИНТЕЛЛЕКТ выявляет не только область общих значений, но и
специфическую оценочность, модальность и метафоричность, обусловленную актуализацией
компонентов значения в определенных контекстах. Дифференциация
объема этих понятий обусловлена стилем речи, сферой употребления, новыми возможностями
сочетаемости в условиях меняющихся реалий жизни. 
Тезисы
    На занятиях с иностранными студентами постоянно возникает
необходимость обращения к синонимии в ситуации контекстуального уточнения лексических
значений при комментировании художественных и публицистических текстов, в
работе с паремиями, в стилистическом выборе варианта разговорной речи.  Выявление синонимических соотношений актуально
также и в переводе на иностранный язык, поскольку перевод осложнен разницей в семантическом объеме значений
русского слова и его иноязычных эквивалентов и своеобразной авторской
трактовкой в художественном произведении. 
Существование в русской речи
семантической пары ум - интеллект и их лексических дериватов обусловлено
описанием и характеристикой мыслительной, познавательной, аналитической, креативной
и образовательной деятельности человека и является одним из наиболее частотных
словоупотреблений. Однако функционирование в современной речи этой
синонимической пары выявляет не только область общих значений, но и
специфическую оценочность, модальность и метафоричность, обусловленную актуализацией
компонентов значения в определенных контекстах. Вместе с тем, дифференциация
объема этих понятий обусловлена также стилем речи, сферой употребления, новыми возможностями
сочетаемости в условиях меняющихся реалий жизни. 
Использование понятий ум и интеллект
в  найминге и рекламе выявляет прагматические
тенденции  семантико-стилистического преобразования
значений этих синонимов. Семантический синкретизм понятия ум, сложившийся в ходе исторического развития в
наивно-мифологической, религиозной и научной картинах мира, сохраняет компоненты
амбивалентного этического комплекса, в то время как более современное понятие интеллект свободно от этических коннотаций
и связано в большей степени с характеристикой эффективности познавательных
способностей человека.