EMI (English as a Medium of Instruction) — новая реальность или всего лишь новая аббревиатура?
Алена Борисовна Тимофеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
6
2015-03-12
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад предлагает EMI (English as a Medium of Instruction — использование английского языка для
преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин в странах, где
английский язык не является первым языком для большинства населения) как новую и актуальную проблему. EMI сопоставляется с EAP (English for Academic Purposes)
и ESP (English for Specific Purposes)
и выявляются их отличия. В докладе приводятся также результаты сравнительного изучения статуса EMI в различных странах.
Тезисы
«EMI
(English as a Medium of Instruction)
– использование английского языка для преподавания общеобразовательных и
специальных дисциплин в странах, где английский язык не является первым языком
для большинства населения». Такое
рабочее определение было предложено Центром изучения и развития EMI Оксфордского
университета, который был учрежден в марте 2014 года.
EMI отличается от
EAP (English for Academic Purposes) и ESP (English for Specific
Purposes). EMI – язык
преподавания, в то время как EAP
и ESP – языки изучения
дисциплин. Языком EMI
пользуются специалисты- «предметники»:
математики, физики, биологи, преподающие свои предметы на английском языке в
школах и ВУЗах, в то время как EAP
и ESP – сами являются
предметами изучения при подготовке будущих математиков, физиков, биологов и
преподаются главным образом филологами-англистами. Программы и учебные пособия
отличаются соответственно.
EMI –
новая реальность глобального мира. EMI – новый параметр конкурентоспособности, сначала
в области образования, а в последствии во всех областях экономики. Российская федерация,
в отличие от Казахстана, Узбекистана и Украины, к сожалению, не попала в число стран,
представители которых приняли участие в обследовании состояния EMI в национальных системах образования. В нашей
стране EMI используется, но не преподается, точнее более
не преподается. В 70-80-е годы Педагогический институт имени А.И. Герцена
готовил учителей химии, физики, математики, которые должны были преподавать
свои предметы на иностранных языках. По всей вероятности, EMI необходимо рассматривать как проблему, которая
требует специального к себе отношения.