XLIV Международная филологическая научная конференция

Интерпретация сюжетов Д. Дефо и Дж. Свифта в малой прозе Л. С. Петрушевской

Татьяна Геннадьевна Прохорова
Докладчик
профессор
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Елена Загидовна Алеева
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет

188
2015-03-13
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

В сообщении рассматривается рецепция ставших классическими романов Д. Дефо и Дж. Свифта в творчестве яркого представителя современной русской литературы Л. С. Петрушевской. Предметом исследования стали два рассказа писательницы: «Новые Робинзоны» и «Новый Гулливер». Особое внимание уделяется диалогу эпох на уровне сюжетных ситуаций, системы образов и художественного пространства анализируемых произведений, что позволяет сформулировать концепцию времени и человека в прозе Л. Петрушевской.

Тезисы

Творчество Л. С. Петрушевской — яркой представительницы новейшей русской литературы — отличается богатством и разнообразием интертекстуальных связей, как с отечественной, так и с западной культурой. В данном исследовании рассматриваются два рассказа писательницы: «Новые Робинзоны» и «Новый Гулливер», в которых она обращается к вечным образам и сюжетам, заимствованным из английской литературы эпохи Просвещения.
Основной задачей исследования является углубленное изучение различных аспектов диалога, а также поиск наиболее показательных точек соприкосновения с текстами-предшественниками. Эпитет «новые/новый» в заглавиях анализируемых рассказов Петрушевской говорит о том, что автор намерен представить современную версию образов Робинзона и Гулливера. Созданные английской литературой XVIII века, они уже давно приобрели архетипический, мифологизированный характер, породив при этом своих «двойников» в мировой литературе, включая русскую.
Петрушевская, безусловно, учитывает опыт предшественников, но создает свои версии  этих образов. В произведениях современной писательницы выражается катастрофическое мировосприятие человека, пережившего рубеж ХХ и XXI веков. Ведя диалог с представителями раннего этапа английского Просвещения, каждый из которых представил свой вариант ответа на вопрос о границах разумного и созидательных возможностях разума, Петрушевская по отношению к предшественникам следует принципу притяжения и отталкивания одновременно.