Концепт «Филология» в романном творчестве А. Переса-Реверте
Светлана Владимировна Андрюхина
Докладчик
ассистент
Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
190
2015-03-12
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению содержательной стороны текстов современного испанского
писателя А. Перес-Реверте и формирование концепта «филология», который
предполагает осмысление понятий, закрепленных в историческом опыте народа.
Автор ставит под сомнение позитивные истины и провозглашает принцип
множественности интерпретаций. Данный принцип постмодернизма обуславливает двухадресность
произведений А. Переса-Реверте, в которых он обращается к интеллектуальной
элите и к массовому читателю. Ключевые слова: Концепт «Филология», постмодернизм,
двухадресность.
Тезисы
1. Формирование концепта «Филология».
Осмысление понятий,
закрепленных в историческом опыте народа, которые соотносятся или противостоят другим
понятиям, близко с ними связанных, объединяющих в себе умственную, духовную и материальную
сферы существования человека. История человечества отмечена последовательной
сменой множества культурных эпох, и данные изменения находят свое отображение в
литературе.
2. Принцип множественности интерпретаций. В своих романах А. Перес-Реверте пересматривает взгляд на историю и ставит под сомнение позитивные истины, размывая границы между различными областями знаний, и провозглашает принцип множественности интерпретаций. Данный принцип постмодернизма обуславливает двухадресность произведений А. Переса-Реверте, в которых он обращается к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, и к массовому читателю, которому доступен на поверхности лишь один культурный код, но и он способен дать почву для интерпретации, одной из множества.
3. Слияние стилей и жанров, мотивов и образов, заимствованных из разных эпох, регионов и культур. В своих романах А. Перес-Реверте использует жанры беллетристики (детектив, приключенческий роман), комбинируя ситуации, характерные для данных видов жанра с категориями классической литературы (психологизм, историзм), что делает его творчество своеобразным и неповторимым.
4. Мир книг в романе «Клуб Дюма, или тень Ришелье» А. Переса-Реверте. Мир книг – это особый мир, и герои романа букинисты, которые почти правят миром, библиофилы и просто страстные любители литературы ведут свою игру, в которую они вовлекают читателя. Читатель размышляет, находит смысл, выбирает свою точку зрения, формируя свое представление о действительности.
5. «Литературные Негры». Гениальный Дюма понял, какой эффект производил традиционный роман с продолжением на обывателей, жадных до неожиданностей и развлечений и нетребовательных в том, что касается художественного качества или хорошего вкуса, и с хитроумием алхимика создал некий лабораторный продукт, который формировал своего рода зависимость. Будучи очень влиятельным и обеспеченным человеком своего времени, Дюма сам придумал себе прозвище «отец» и действительно был «отцом» для целой армии «литературных негров», которые издавались под именем «Дюма-отец». Того, кто работал с ним над «Тремя мушкетерами» звали Огюст Маке, и их сотрудничество продолжалось и позже.
2. Принцип множественности интерпретаций. В своих романах А. Перес-Реверте пересматривает взгляд на историю и ставит под сомнение позитивные истины, размывая границы между различными областями знаний, и провозглашает принцип множественности интерпретаций. Данный принцип постмодернизма обуславливает двухадресность произведений А. Переса-Реверте, в которых он обращается к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, и к массовому читателю, которому доступен на поверхности лишь один культурный код, но и он способен дать почву для интерпретации, одной из множества.
3. Слияние стилей и жанров, мотивов и образов, заимствованных из разных эпох, регионов и культур. В своих романах А. Перес-Реверте использует жанры беллетристики (детектив, приключенческий роман), комбинируя ситуации, характерные для данных видов жанра с категориями классической литературы (психологизм, историзм), что делает его творчество своеобразным и неповторимым.
4. Мир книг в романе «Клуб Дюма, или тень Ришелье» А. Переса-Реверте. Мир книг – это особый мир, и герои романа букинисты, которые почти правят миром, библиофилы и просто страстные любители литературы ведут свою игру, в которую они вовлекают читателя. Читатель размышляет, находит смысл, выбирает свою точку зрения, формируя свое представление о действительности.
5. «Литературные Негры». Гениальный Дюма понял, какой эффект производил традиционный роман с продолжением на обывателей, жадных до неожиданностей и развлечений и нетребовательных в том, что касается художественного качества или хорошего вкуса, и с хитроумием алхимика создал некий лабораторный продукт, который формировал своего рода зависимость. Будучи очень влиятельным и обеспеченным человеком своего времени, Дюма сам придумал себе прозвище «отец» и действительно был «отцом» для целой армии «литературных негров», которые издавались под именем «Дюма-отец». Того, кто работал с ним над «Тремя мушкетерами» звали Огюст Маке, и их сотрудничество продолжалось и позже.