XLIV Международная филологическая научная конференция

Речевые стратегии самопрезентация крупнейших немецких фирм (на основе списка Fortune Global 500, 2014) на их официальных сайтах

Анна Михайловна Борис
Докладчик
аспирант
Северный (Арктический) федеральный университет

205
2015-03-13
14:00 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

Доклад мы посвятили изучению особенностей функционирования речевых способов самопрезентации. Особое внимание уделяется исследованию речевых способов самопрезентации как одного из видов коммуникативной стратегии в форме интернет-коммуникации. Формулируется актуальность исследования речевых стратегий для современного делового сообщества, а также дается определение понятий самопрезентация, деловой дискурс, интернет-коммуникация. Выделяются формы, в которых можно исследовать самопрезентацию в деловом дискурсе, рассматриваются особенности и семантические тактики самопрезентации в деловом дискурсе.

Тезисы

В современном глобальном мире все больше внимания уделяется деловой коммуникации. Одной из причин этому мы можем назвать постоянно растущую экспансию деловой коммуникации во все наиболее значимые области общественной жизни. Современные экономические и политические ситуации выдвинули на первый план необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности участников деловой коммуникации. Высокая степень компетентности в знаниях современных речевых тактик и стратегий при деловой общении может стать неплохим средством предотвращения конфликтов, стимулирования и продвижения собственных идей, а также развитие партнерских взаимоотношений с представителями других областей. Речевую стратегию, вслед за В.Е. Черняевской, мы определяем как план по оптимальному воплощению определенного коммуникативного намерения отправителя сообщения, который регулирует содержание информации, закладываемой в текст, коммуникативный эффект к достижению которого он стремится, а также выбор и комбинирование языковых средств, обеспечивающих речевое формулирование задуманных целей высказывания.  Стратегия самопрезентации занимает одно из важных мест среди различных стратегий и тактик делового общения. Самопрезентацию мы понимаем как комплекс речевых и неречевых действий, которые позволяют индивиду представлять окружающим различные стороны своей личности и служащих для создания и укрепления его имиджа.     Таким образом, исходя из данных определений нам становится понятно соотношение двух названных понятий. Самопрезентация является процессом, в котором личность (или если мы говорим о корпоративной самопрезентации - организация) может открывать аудитории различные черты, в том числе негативные. Объединив стратегии самопрезентации в группы, мы постарались применить их касаемо крупнейших немецких компаний, представленных в списке Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании), представленном в 2014 году. В вышеуказанный список вошли следующие компании: Mercedes-Benz (10 место), BMW Group (11 место), SAP (25 место), VW (Volkswagen) (31 место) и Siemens (49 место) среди лучших мировых брендов (Best Global Brands| 2014). При анализе корпоративных веб-сайтов фирм мы заметили, что имеем дело с коллективной самопрезентацией, что отражается в использовании личных и притяжательных местоимений 1 л. мн. числа, а также названия фирм в качестве языковых маркеров самопрезентации. Благодаря ряду использованных на корпоративной странице прилагательных и причастий с положительной коннотацией (global, international - интернациональный характер предприятия; führende - ведущая роль; unverwechselbar, individuelle - неповторимость и.т.д).  На основе выбранных нами компаний мы можем говорить о том, что каждая фирма использует свою стратегию самопрезентации: фирма VW (Volkswagen) делает акцент на истории, а Mercedes-Benz на передовых технологиях; на корпоративных веб-страницах используется как рациональный, так и эмоциональный типы самопрезентации. Таким образом, самопрезентация как осознанный процесс представления говорящим характерных черт своей личности или особенностей своей фирмы актуальна и для делового дискурса.  Дальнейший анализ стратегий самопрезентации в деловом дискурсе позволит в дальнейшем дополнить список, представленный в докладе, а также выявить особенности выражения самопрезентации в других жанрах делового дискурса.