Современные подходы к обучению иностранным языкам и тенденции в иноязычном образовании
Светлана Викторовна Боголепова
Докладчик
старший преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6
2015-03-13
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
освещаются современные подходы к
обучению иностранному языку, зародившиеся
в рамках коммуникативного подхода.
Перечислены принципы, лежащие в основе
каждого из подходов, описывается
соответствующая структура урока.
Выявлены общие черты, присущие подходам,
проводятся параллели с современными
тенденциями в отечественной методике
преподавания иностранных языков. На
основе анализа сделаны выводы об основных
акцентах современной англоязычной
методики преподавания иностранных
языков.
Тезисы
Как
пишет О.В. Наумова, «в современной
методике … актуальной и нерешенной до
сих пор остается проблема поиска и
выбора наиболее эффективных и рациональных
методов преподавания иностранных
языков, соответствующих современным
условиям обучения и отвечающих требованиям
стандартов современного образования»
[Наумова,
2014, с. 154-155].
Поэтому по сей день активно предлагаются
новые подходы к обучению иностранным
языкам, которые пытаются устранить
недостатки ранее существовавших методов
и соответствовать требованиям современного
общества.
Современные
подходы к преподаванию иностранного
языка, которые мы рассмотрим, родились
в рамках коммуникативного подхода и
сохраняют многие из его черт.
Коммуникативный подход видит задачу
обучения иностранному языку не в
овладении неким набором разрозненных
структур, а в том, чтобы научить эффективно
пользоваться языком в процессе
коммуникации, т. е. способствовать
овладению всеми составляющими
коммуникативной компетенции:
лингвистической, социолингвистической
и прагматической [Common
European Framework of Reference for Languages, Электронный
ресурс].
Язык служит средством решения
коммуникативных задач, поэтому содержание
образования определяется не набором
несвязанных грамматических структур,
а теми языковыми явлениями, которые
используются для решения этих задач.
Опишем
некоторые из рассматриваемых подходов.
Bolitho
и др. [2003,
p.
251]
определяют
Language
Awareness
как педагогический подход, суть которого
состоит в мотивированном привлечении
внимания к использованию языка,
способствующего развитию сознательного
понимания того, как функционирует язык.
Другими словами, учащиеся открывают
для себя язык самостоятельно. Однако
отметим, что сознательный анализ языковых
явлений вовсе не подразумевает изучение
системы языка. Имплицитное введение
грамматического материала предпочтительно
эксплицитному, т. к. заставляет
учащегося думать, анализировать язык,
строить предположения о правилах,
проверять свои гипотезы, и только потом
получать правильный ответ (если он
существует) и тренироваться в распознавании
и употреблении формы.
Суть подхода Task-Based
Learning можно
кратко охарактеризовать как обучение,
в центре которого находится задание/
задача. Несомненным достоинством подхода
является наличие четкой структуры
урока, в течение которого учащийся
постоянно вовлечен в деятельность и
должен решать различные коммуникативные
и когнитивные задачи. К тому же, он
предполагает работу с грамматическими
формами после того, как они были введены
в контексте, позволяет учащимся
самостоятельно раскрыть особенности
их употребления, а затем осознанно, с
пониманием смысла, практиковать их.
Анализ
выявил, что современные методические
подходы подчеркивают необходимость:
-
исследовательской работы с языком и
сознательного анализа языковых явлений;
- восприятия
языка как целостного явления и
холистического подхода к его изучению;
- отработки
языковых форм и лексических единиц,
возникающих в определенном контексте;
- развития
не только речевых, но и общеучебных
умений;
- вовлечения учащихся в деятельность,
задействование как когнитивных, так и
эмоциональных механизмов.
Литература:
1. Наумова О.В. Развитие методики преподавания иностранных языков: обзор основных направлений // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Периодический сборник научных статей. [Электронный ресурс]. Институт языкознания РАН. Выпуск 6. URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2014_06/sbornik_kiya.pdf . (Дата обращения: 07.01. 2015)
2. Bolitho R. Ten questions about language awareness / R. Bolitho, R. Carter, R. Hughes, R. Ivanic, H. Masuhara, B. Tomlinson // ELT Journal. 2003. Volume 57/3. Pp. 251-258.
3. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). [Электронный ресурс]. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (дата обращения 29.12.2014)
Литература:
1. Наумова О.В. Развитие методики преподавания иностранных языков: обзор основных направлений // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Периодический сборник научных статей. [Электронный ресурс]. Институт языкознания РАН. Выпуск 6. URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2014_06/sbornik_kiya.pdf . (Дата обращения: 07.01. 2015)
2. Bolitho R. Ten questions about language awareness / R. Bolitho, R. Carter, R. Hughes, R. Ivanic, H. Masuhara, B. Tomlinson // ELT Journal. 2003. Volume 57/3. Pp. 251-258.
3. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). [Электронный ресурс]. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (дата обращения 29.12.2014)