Проблема репрезентации в романе Курта Воннегута «Синяя борода»
Нина Станиславна Бочкарева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
190
2015-03-12
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается актуальная для ХХ в.
проблема репрезентации и ее отражение в романе популярного американского
писателя Курта Воннегута «Синяя борода». Раскрывается связь этой проблемы с
художественными системами модернизма и постмодернизма. К анализу и
интерпретации романа привлекаются рисунки Воннегута.
Тезисы
Роман популярного американского писателя Курта Воннегута (1922-2007)
«Синяя борода» (1987) не получил широкой известности ни у читательской
аудитории, ни в среде критиков. Между тем, автор ставит здесь одну из самых
актуальных и неразрешенных проблем ХХ века: проблему репрезентации. В истории
искусства конфликтно сосуществуют идея искусства как подражания (мимесис) и
стремление к «воплощению невоплотимого», «выражению невыразимого». В ХХ
столетии этот конфликт получил отражение в противопоставлении искусства
репрезентативного («реалистического») и нерепрезентативного (абстрактного).
Между тем, это противопоставление касается лишь внешней (формальной) стороны
репрезентации, не разрешая внутреннюю проблему объекта и сущности искусства. В
романе Воннегута сталкиваются репрезентативное и нерепрезентативное искусство в
творческой судьбе вымышленного художника – Рабо Карабекяна. От природы
одаренный рисовальщик, он в поисках «души» обращается к абстрактному искусству,
видя в каждой цветной линии «душу живую». Трагикомическая судьба его картин – несоответствие
грунтовки холста составу красок, в результате чего все его картины осыпались, –
иронически символизирует конфликт репрезентации. Потеряв друзей и близких, Рабо
на восьми холстах, оставшихся от абстрактных картин, пишет панораму последнего
дня второй мировой войны, запечатлев на ней и историю своих родителей, чудом
спасшихся во время геноцида армянского народа со стороны турок, и историю
абстрактных экспрессионистов, погубивших свои собственные жизни. Эта
«экспозиция в музее естественной истории», «всемирная выставка», «туристский
аттракцион», «мрачный диснейленд» соответствует постмодернистской эстетике и
противопоставляется абстрактному модернизму. Символическое название полотна «Настала
очередь женщин» возвращает к названию романа, но финал переосмысляет историю
Синей бороды, так как Цирцея Берман, как ранее Эдит и Мерили, помогают герою
пережить прошлое.