Актуальные представления о России: сопоставление результатов психолингвистических экспериментов разного типа
Елена Валентиновна Ерофеева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
184
2015-03-12
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе сопоставляются
результаты трех экспериментов, в которых разными способами репрезентировались
представления о России как стране. Было проведено 3 эксперимента: перечисление
слов заданной группы, выявление актуального лексикона, наивное геокартирование.
В полученных результатах сопоставлялись указываемые объекты, их группировки, а
также расчленение пространства на «свое» и «чужое». В целом прослеживается ряд
объектов, которые составляют «каркас» представлений о России, кроме того, во всех
экспериментах четко прослеживается деление пространства на «свое» и «чужое».
Тезисы
Структура представлений о том или
ином объекте у человека довольно сложна и объединяет когнитивные «единицы»
разного уровня, от чувственных образов, до вычленения отдельных дифференциальных
признаков. При этом объекты в сознании человека связаны множественными
отношениями и в совокупности формируют картину мира, которая фиксируется
различными семиотическими кодами, в том числе и языковым.
Будучи динамической структурой,
картина мира может перестраиваться и, кроме того, в разных ситуациях
активируются разные ее части. Поэтому моделирование разных объектов
действительности зависит в том числе и от типа эксперимента, при котором мы
получаем «доступ» к той или иной части картины мира и к разным аспектам
представления об объекте.
В докладе сопоставляются
результаты, полученные в различных экспериментах, в которых так или иначе в
разных контекстах и разными способами репрезентировались представления о России
как стране. Было проведено 3 эксперимента: перечисление слов заданной группы (направленный
цепочечный ассоциативный эксперимент с неограниченным количеством реакций), выявление
актуального лексикона (направленный цепочечный ассоциативный эксперимент с ограниченным
большим количеством реакций), наивное геокартирование.
Эксперимент по перечислению слов
заданной группы нацелен на определение границ категории и ее структуры. В
данном случае информантов просили перечислить как можно больше слов (не менее
30), относящихся к понятию «страна».
Актуальный лексикон – это наиболее
частотная лексика ментального лексикона человека. Методика получения
актуального лексикона состоит в следующем: информантов просят написать список
из ста слов, которые они, по их мнению, наиболее часто используют в речи (т.е.
происходит актуализация наиболее субъективно важных компонентов картины мира,
выраженных лексически).
Оба эксперимента направлены
на актуализацию лексем ментального лексикона, обозначающих те или иные понятия,
однако первый показывает структуру понятия, а второй - его вес среди боле широких
представлений. Из всех слов, полученных в результате этих экспериментов,
выделялись те, которые имели отношение к стране в обобщенном понимании и к России
в частности.
Третий эксперимент обращается не
только и не столько к языковому сознанию, но и к визуальным образам. При
проведении эксперимента по наивному геокартированию информантам предлагалось
нарисовать карту России, отметить на карте наиболее важные с их
точки зрения географические объекты, страны, с которыми граничит Россия, а
также записать возле объектов связанные с ними ассоциации.
Во всех экспериментах в качестве
информантов принимали участие студенты из Перми, в основном филологи. В первых
двух экспериментах получено более 5 тыс. реакций; в третьем эксперименте – 43
карты.
На данном этапе обработки
эксперимента сопоставлялись указываемые объекты, их группировки, а также
расчленение пространства на «свое» и «чужое».
В целом результаты экспериментов
оказались достаточно разными, однако можно сказать, что прослеживается ряд объектов,
которые составляют «каркас» представлений о России у пермских студентов. К
таким объектам прежде всего относятся столицы, сам город Пермь и города
Пермского края, культурно нагруженные символы страны. Кроме того, во всех
экспериментах четко прослеживается деление пространства на «свое» и «чужое».
Естественно, что представления о
стране будут разными у жителей разных регионов. Этот вопрос исследуется
отдельно.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №14-06-00301.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №14-06-00301.