Миметический и архетипический пласты киноповествования, апеллирующего к метафизической реальности (на примере фильмов «Бесконечность» (1991) М. Хуциева и «Дикое поле» (2008) М. Калатозишвили)
Марина Александровна Шарапова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Кинозал
2015-03-12
13:35 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается взаимодействие
миметического и архетипического пластов реальности в драматургии кино,
исследует образы киногероев, одновременно отвечающие миметической традиции и содержащие
архетипические черты. Пространство, в котором существуют герои, является отражением реальности и имеет
отношение к мифу. Поступки архетипически-миметических героев в мифологически-реальном
пространстве позволяют обнаружить апофатический смысл киноповествования, распознать
трансцендентные основы бытия.
Тезисы
В драматургии фильмов «Бесконечность» (1991) М. Хуциева и «Дикое поле» (2008) М. Калатозишвили присутствуют противоположные предельные по сути
сочетания миметического и архетипического пластов реальности. В картине М.
Хуциева отчетливо проявляется миметическая природа кино как искусства, в фильме
М. Калатозишвили главным является
мифологичность истории, архетипичность
главного героя, героя-праведника.
Картина
«Бесконечность», предлагает вариант разрешения проблемы человеческого бытия,
сохранения гуманистического начала в условиях распада прежней картины мира. М.
Хуциев находит возможность разрешения бытийных вопросов в обращении к
реальности человеческого сознания, которая способна превзойти время, оказаться
сильнее событий, происходящих как в жизни отдельного индивидуума, так и в
истории.
Главный герой
«Бесконечности», Владимир Иванович мучается экзистенциальными вопросами,
связанными с определением смысла жизни, взаимовлияния человека и общества,
человека и культурной традиции, памяти поколений. Владимир Иванович
предпринимает ирреальное путешествие в прошлое для того, чтобы отыскать
духовные корни, обрести личностную опору
в воспоминаниях и в размышлениях о
судьбе России в последние сто лет.
Миметическая
природа искусства здесь нивелирует архетипические основы образа главного
действующего лица. Героя этого фильма трудно отнести к тому или иному
героическому типу. Внешний образ героя-богатыря на поверку оказывается образом,
вбирающим в себя различные архетипические качества – от жажды познания
героя-бунтаря до детской наивности Иванушки-дурачка. Подобно тому, как белый
цвет содержит в себе возможность спектрального разложения на цвета радуги, этот
герой, оказывающийся в непрерывном пространстве прошлого-настоящего-будущего,
способен стать отражением и трансформацией разных героических типов. Константой
здесь остается только одно – высшие ценности, существующие в любых культурах во
все времена.
Картина
«Дикое поле» М. Калатозишвили − П. Луцика и А. Саморядова обращается к
исследованию мифологического пространства российского социума. Доктор Дмитрий
Васильевич попадает на окраину страны. Здесь он лечит население близлежащих сел
и деревень от запоев и пулевых ран.
Русь
предстает в фильме как мифологическое языческое «дикое поле»: люди воюют меж собой, ждут чуда от Бога,
внимания от устранившихся властей и боятся невольного своего безвластия и
беззакония.
Авторы фильма
подчеркивают особенности отечественного миропонимания, основанного на двоеверии, совместном
сосуществовании языческой веры в природу и христианства. Степная языческая
стихия влияет на миропонимание
персонажей, определяет их героические способы выживания.
Доктор,
дитя цивилизации, всматривается в окружающую «дикость», но не дает ей себя
поглотить. Именно потому, что Дмитрий Васильевич не становится таким же
«диким», как аборигены, он помогает поддерживать в этом хаосе хоть какой-то
порядок.
Доктор, знает,
что живет правильно. Он строит жизнь в соответствии с собственным пониманием
нравственных идеалов в соприкосновении с познанием и использованием законов
природы, высших законов, которые проповедуются разными религиями, но трудны в
применении на практике.
Не принимая законов
языческого социума, принимая за ангела его противоположность, доктор поплатится
жизнью. Смерть Дмитрия Васильевича вызывает ассоциацию со смертью Христа.
Попытка органичной ассимиляции в «диком поле» представителя гуманистической
цивилизации, героя-праведника, заканчивается плачевно. Картина «Дикое
поле» - притча о стране, «застрявшей» между язычеством и христианством. По
фильму, язычество явно сильнее и глубже укоренено в национальном характере, и
именно оно помогает выживанию.