XLIV Международная филологическая научная конференция

Миметический и архетипический пласты киноповествования, апеллирующего к метафизической реальности (на примере фильмов «Бесконечность» (1991) М. Хуциева и «Дикое поле» (2008) М. Калатозишвили)

Марина Александровна Шарапова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Кинозал
2015-03-12
13:35 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается взаимодействие миметического и архетипического пластов реальности в драматургии кино, исследует образы киногероев, одновременно отвечающие миметической традиции и содержащие архетипические черты. Пространство, в котором существуют герои,  является отражением реальности и имеет отношение к мифу. Поступки архетипически-миметических героев в мифологически-реальном пространстве позволяют обнаружить апофатический смысл киноповествования, распознать трансцендентные основы бытия.

Тезисы

В драматургии фильмов  «Бесконечность» (1991) М. Хуциева и  «Дикое поле»  (2008) М. Калатозишвили  присутствуют противоположные предельные по сути сочетания миметического и архетипического пластов реальности. В картине М. Хуциева отчетливо проявляется миметическая природа кино как искусства, в фильме М. Калатозишвили главным  является мифологичность истории,  архетипичность главного героя, героя-праведника. Картина «Бесконечность», предлагает вариант разрешения проблемы человеческого бытия, сохранения гуманистического начала в условиях распада прежней картины мира. М. Хуциев находит возможность разрешения бытийных вопросов в обращении к реальности человеческого сознания, которая способна превзойти время, оказаться сильнее событий, происходящих как в жизни отдельного индивидуума, так и в истории. Главный герой «Бесконечности», Владимир Иванович мучается экзистенциальными вопросами, связанными с определением смысла жизни, взаимовлияния человека и общества, человека и культурной традиции, памяти поколений. Владимир Иванович предпринимает ирреальное путешествие в прошлое для того, чтобы отыскать духовные корни, обрести  личностную опору в  воспоминаниях и в размышлениях о судьбе России в последние сто лет. Миметическая природа искусства здесь нивелирует архетипические основы образа главного действующего лица. Героя этого фильма трудно отнести к тому или иному героическому типу. Внешний образ героя-богатыря на поверку оказывается образом, вбирающим в себя различные архетипические качества – от жажды познания героя-бунтаря до детской наивности Иванушки-дурачка. Подобно тому, как белый цвет содержит в себе возможность спектрального разложения на цвета радуги, этот герой, оказывающийся в непрерывном пространстве прошлого-настоящего-будущего, способен стать отражением и трансформацией разных героических типов. Константой здесь остается только одно – высшие ценности, существующие в любых культурах во все времена. Картина «Дикое поле» М. Калатозишвили  −  П. Луцика и А. Саморядова обращается к исследованию мифологического пространства российского социума. Доктор Дмитрий Васильевич попадает на окраину страны. Здесь он лечит население близлежащих сел и деревень от запоев и пулевых ран. Русь предстает в фильме как мифологическое языческое «дикое поле»:  люди воюют меж собой, ждут чуда от Бога, внимания от устранившихся властей и боятся невольного своего безвластия и беззакония. Авторы фильма подчеркивают особенности отечественного миропонимания,  основанного на двоеверии, совместном сосуществовании языческой веры в природу и христианства. Степная языческая стихия  влияет на миропонимание персонажей, определяет их героические способы выживания. Доктор, дитя цивилизации, всматривается в окружающую «дикость», но не дает ей себя поглотить. Именно потому, что Дмитрий Васильевич не становится таким же «диким», как аборигены, он помогает поддерживать в этом хаосе хоть какой-то порядок. Доктор, знает, что живет правильно. Он строит жизнь в соответствии с собственным пониманием нравственных идеалов в соприкосновении с познанием и использованием законов природы, высших законов, которые проповедуются разными религиями, но трудны в применении на практике. Не принимая законов языческого социума, принимая за ангела его противоположность, доктор поплатится жизнью. Смерть Дмитрия Васильевича вызывает ассоциацию со смертью Христа. Попытка органичной ассимиляции в «диком поле» представителя гуманистической цивилизации, героя-праведника, заканчивается плачевно. Картина «Дикое поле» - притча о стране, «застрявшей» между язычеством и христианством. По фильму, язычество явно сильнее и глубже укоренено в национальном характере, и именно оно помогает выживанию.