О применении частотных методов в исследовании языка кино
Виктория Андреевна Фомина
Докладчик
доцент
Московский Городской Психолого-Педагогический университет
Московский Городской Психолого-Педагогический университет
Кинозал
2015-03-14
11:00 -
11:35
Ключевые слова, аннотация
За основу берется идея Ю. Лотмана об осмыслении частоты встречаемости элементов текста. В качестве критерия использован фестивальный успех российских анимационных фильмов. Предпочтение отдается фильмам с пониженной цветностью и закадровым текстом, амбивалетный образа главного героя аутсайдера и победа его дела в финале картины. Попытка сконструировать модель успешного фильма возвращает нас к анимационному сценарию Ф. Леже 1918 г., прототипом героя которого является Ч. Чаплин. Исследуется взаимовлияние идеи и стиля, который рассматривается как общий драматургический принцип и системный код.
Тезисы
Сценарий «Чарли-Кубист», как и замечательные выводы
о фотогении (и мультигеничности) были бы интересны и сами по себе, но поводом к
анализу послужило удивительное совпадение. Изложенные позиции удивительным
образом подтверждаются результатами исследования критериев фестивального успеха
российских анимационных фильмов. Для выявления критериев использовался метод
самообучающихся систем. Гипотетический список критериев фестивального успеха
выдвигался во время мозгового штурма в профессионально ориентированной
фокус-группе на основе интуитивного представления и
содержал более тридцати пунктов.
Критериями фестивального успеха фильмов оказались следующие: преобладание
серо-коричневых оттенков в фонах (черно-белое изображение или усеченная
палитра), отсутствие артикуляции, культурные ассоциации (отсылка к
литературной, изобразительной, музыкальной классике), герой-аутсайдер (сирота,
инвалид, алкоголик, неудачник). Приведенная совокупность трудно сопоставима с
коммерческой и детской анимацией.
Интересно проанализировать природу выявленных критериев фестивального
успеха и их смысл.
Рассматривая кино между терапией и пропагандо, можно принять следующую формулировку: идея, как цель создания кинопроизведения, может быть направлена как во вне, так и внутрь себя. В зависимости от этого направления картину можно условно назвать либо проповедью, либо исповедью.
Пространство анимационного фильма подобно сказочному, т.е. свободно от законов физики и подчинено законам драматургии. Покадровый способ съемки или монтажа продуцируется не существующие в реальности движение, время и пространство. Не стесненные геометрией и физикой материального мира эти элементы становятся средствами выражения авторской идеи.
Многозначность драматургических компонентов позволяет рассмотреть анимационный фильм как эстетическое сообщение. Такая трактовка находит основание в теории коммуникаций У. Эко, где отмечает два базовых свойства эстетического сообщения: многослойность и многовариантность. Многослойность можно рассматривать не только как способ сжатия информации, но и как самоподобность - проявление стиля - единого способа формообразования на разных уровнях. Таким образом стиль осознается как «содержательный элемент» и приобретает существенное значение для визуализации идеи.
В пространственной модели Ю. Лотмана сюжет рассматривается как переход границы между мирами. Если в системе вложенных драматургических компонентов Л. Нехорошева идея рассматривается как динамическая полярность тезиса и антитезиса, то в модели Ю. Лотмана это — две части пространства, два мира с различными свойствами. В способе формобразования запечатляется влияние идеи на образную систему, в частности на геометрические и физические свойства пространства: форму, палитру, текстуру, характер пластических изменений (анимационную технику), ритм, свет, символический ряд и т.д. Драму кукольного персонажа представляется в контексте эстетики А.Бергсона: речь идет о конфликте между идеей (жизненным порывом, влекущим вверх) и тяжелой материей (механически падающей вниз). Поэтому обострение драмы обрекают его на разрыв, причем эталоном героя-мученика М. Ямпольский ( вслед за А. Базеном ) признает Чарли, анимационный двойник которого распадается на куски в сценарии Ф. Леже. Конфликт героя-подвижника и пугающего мира в современной анимации разрешается, как правило, не через обреченную попытку, а посредством благоустройства окружающего пространства.
Рассматривая критерии фестивального отбора через призму нелинейных драматургических моделей, можно сформулировать их смысл как поиск совершенства в единстве стиля. Единство достигается по принципу наименьшего действия, за счет минимизации количества выразительных средств и необходимости их драматургического осмысления. Интересно также, что фильмом-эталоном, удовлетворяющим всем четырем критерия
Исследование проводилось в профессионально
ориентированных фокус-группах с участием студентов режиссуры мультимедиа ВГИК и
МГППУ.
Рассматривая кино между терапией и пропагандо, можно принять следующую формулировку: идея, как цель создания кинопроизведения, может быть направлена как во вне, так и внутрь себя. В зависимости от этого направления картину можно условно назвать либо проповедью, либо исповедью.
Пространство анимационного фильма подобно сказочному, т.е. свободно от законов физики и подчинено законам драматургии. Покадровый способ съемки или монтажа продуцируется не существующие в реальности движение, время и пространство. Не стесненные геометрией и физикой материального мира эти элементы становятся средствами выражения авторской идеи.
Многозначность драматургических компонентов позволяет рассмотреть анимационный фильм как эстетическое сообщение. Такая трактовка находит основание в теории коммуникаций У. Эко, где отмечает два базовых свойства эстетического сообщения: многослойность и многовариантность. Многослойность можно рассматривать не только как способ сжатия информации, но и как самоподобность - проявление стиля - единого способа формообразования на разных уровнях. Таким образом стиль осознается как «содержательный элемент» и приобретает существенное значение для визуализации идеи.
В пространственной модели Ю. Лотмана сюжет рассматривается как переход границы между мирами. Если в системе вложенных драматургических компонентов Л. Нехорошева идея рассматривается как динамическая полярность тезиса и антитезиса, то в модели Ю. Лотмана это — две части пространства, два мира с различными свойствами. В способе формобразования запечатляется влияние идеи на образную систему, в частности на геометрические и физические свойства пространства: форму, палитру, текстуру, характер пластических изменений (анимационную технику), ритм, свет, символический ряд и т.д. Драму кукольного персонажа представляется в контексте эстетики А.Бергсона: речь идет о конфликте между идеей (жизненным порывом, влекущим вверх) и тяжелой материей (механически падающей вниз). Поэтому обострение драмы обрекают его на разрыв, причем эталоном героя-мученика М. Ямпольский ( вслед за А. Базеном ) признает Чарли, анимационный двойник которого распадается на куски в сценарии Ф. Леже. Конфликт героя-подвижника и пугающего мира в современной анимации разрешается, как правило, не через обреченную попытку, а посредством благоустройства окружающего пространства.
Рассматривая критерии фестивального отбора через призму нелинейных драматургических моделей, можно сформулировать их смысл как поиск совершенства в единстве стиля. Единство достигается по принципу наименьшего действия, за счет минимизации количества выразительных средств и необходимости их драматургического осмысления. Интересно также, что фильмом-эталоном, удовлетворяющим всем четырем критерия