Русская литература в словацкой студенческой аудитории в процессе преподавания РКИ
Ирина Дулебова
Докладчик
доцент
Университет Коменского в Братиславе
Университет Коменского в Братиславе
164
2015-03-13
17:00 -
17:15
Ключевые слова, аннотация
В нашем исследовании мы анализируем особенности восприятия русской литературы в современной словацкой студенческой аудитории, а также пытаемся объяснить целесообразность и необходимость изучения русской литературы на продвинутом уровне РКИ. При современном комплексном и коммуникативном подходе в процессе лингводидактики русского языка важно не забывать о литературоцентрическом характере русской культуры и не упускать из виду необходимость объяснения студентам основных направлений русской литературной жизни, ключевых авторов и их произведений.
Тезисы
Вопрос включения русской литературы в процесс
преподавания РКИ чрезвычайно многоаспектен, с чем каждый из педагогов русистов
наверняка не раз встретился на практике. Это и вопрос отбора культурно значимых
в мировом масштабе произведений русской литературы, литературных событий,
фактов и явлений. Это и проблематика адаптации художественных текстов,
соответствующей уровню студентов РКИ, и одновременно вопрос целесообразности
обращения к существующим переводам на родной язык учащихся. Это и необходимость
сопутствующего не только грамматического, но и лингвокультурологического
комментария предложенного художественного текста. Чрезвычайно важно и умение
представить биографии и творчество авторов в общественно-историческом контексте
развития России. Весьма сложна и проблематика понятия ключевых текстов русской
литературы, их отбора в историческом и современном контексте. С точки зрения межкультурной
коммуникации важен аспект национального
образа мира в художественных текстах. С точки зрения лингвострановедения
проблематика прецедентного текста, прецедентных литературных имён, ситуаций и
т.д. Славист и философ Ирина Савкина, анализирующая рецепцию русской литературы
в Европе, считает, что одной из причин потенциального интереса к русской
литературе в мире является и мотив страноведческий: „Что такое современная
Россия, кто ее населяет, что меняется в ней и каким образом?“ (Савкина, И.: Герои каптруда и ударники потребления In Знамя,
2011/2). В этом с ней трудно не согласиться, и
добавим, суммаризируя собственный опыт, что страноведческий аспект при
соприкосновении с русской литературой осваивается не только в синхроническом,
но и диахроническом аспекте (помогая осознать причины и процессы становления
русской ментальности и способа жизни). Часто в процессе разъяснения русских
реалий с использованием произведений литературы и происходит постепенное формирование культурно-исторической
компетенции учащихся, их лучшее понимание россиян сегодняшних.
С точки зрения развития межкультурной компетенции на семинарах РКИ необходимо рассматривать и рецепцию русской литературы в словацком культурном пространстве. Именно поэтому мы затрагиваем и актуальный в последние два десятилетия вопрос о снижении интереса студентов словацких вузов к русской литературе и пытаемся охарактеризовать главные причины данной ситуации. В связи с этим анализируем, что именно в русской литературе сегодня потенциально интересно для молодого словацкого читателя, а также основные тенденции и особенности восприятия русской литературы студентами братиславских вузов (университета им. Я.А.Коменского и Экономического университета). В каждой новой группе первокурсников мы уже на протяжени пяти лет проводим вступительный (анонимный) ассоциативный тест на словацком языке, в котором задаём понятия-стимулы русская культура, русская литература, русский автор, русский литературный герой, русская книга. Результаты нашего ассоциативного тестирования будут также подробно проанализированы с точки зрения заявленой тематики нашего выступления. Как видим, проблематика включения русской литературы в процесс преподавания РКИ чрезвычайно широка, раскрыть её в одной статье не представляется возможным, но мы, исходя из нашего преподавательского опыта, всё-таки попытаемся коснуться наиболее существенных моментов.
С точки зрения развития межкультурной компетенции на семинарах РКИ необходимо рассматривать и рецепцию русской литературы в словацком культурном пространстве. Именно поэтому мы затрагиваем и актуальный в последние два десятилетия вопрос о снижении интереса студентов словацких вузов к русской литературе и пытаемся охарактеризовать главные причины данной ситуации. В связи с этим анализируем, что именно в русской литературе сегодня потенциально интересно для молодого словацкого читателя, а также основные тенденции и особенности восприятия русской литературы студентами братиславских вузов (университета им. Я.А.Коменского и Экономического университета). В каждой новой группе первокурсников мы уже на протяжени пяти лет проводим вступительный (анонимный) ассоциативный тест на словацком языке, в котором задаём понятия-стимулы русская культура, русская литература, русский автор, русский литературный герой, русская книга. Результаты нашего ассоциативного тестирования будут также подробно проанализированы с точки зрения заявленой тематики нашего выступления. Как видим, проблематика включения русской литературы в процесс преподавания РКИ чрезвычайно широка, раскрыть её в одной статье не представляется возможным, но мы, исходя из нашего преподавательского опыта, всё-таки попытаемся коснуться наиболее существенных моментов.