XLIV Международная филологическая научная конференция

Русская литература в словацкой студенческой аудитории в процессе преподавания РКИ

Ирина Дулебова
Докладчик
доцент
Университет Коменского в Братиславе

164
2015-03-13
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

В нашем исследовании мы анализируем особенности восприятия русской литературы в современной словацкой студенческой аудитории, а также пытаемся объяснить целесообразность и необходимость изучения русской литературы на продвинутом уровне РКИ. При современном комплексном и коммуникативном подходе в процессе лингводидактики русского языка важно не забывать о литературоцентрическом характере русской культуры и не упускать из виду необходимость объяснения студентам основных направлений русской литературной жизни, ключевых авторов и их произведений.

Тезисы

Вопрос включения русской литературы в процесс преподавания РКИ чрезвычайно многоаспектен, с чем каждый из педагогов русистов наверняка не раз встретился на практике. Это и вопрос отбора культурно значимых в мировом масштабе произведений русской литературы, литературных событий, фактов и явлений. Это и проблематика адаптации художественных текстов, соответствующей уровню студентов РКИ, и одновременно вопрос целесообразности обращения к существующим переводам на родной язык учащихся. Это и необходимость сопутствующего не только грамматического, но и лингвокультурологического комментария предложенного художественного текста. Чрезвычайно важно и умение представить биографии и творчество авторов в общественно-историческом контексте развития России. Весьма сложна и проблематика понятия ключевых текстов русской литературы, их отбора в историческом и современном контексте. С точки зрения межкультурной коммуникации  важен аспект национального образа мира в художественных текстах. С точки зрения лингвострановедения проблематика прецедентного текста, прецедентных литературных имён, ситуаций и т.д. Славист и философ Ирина Савкина, анализирующая рецепцию русской литературы в Европе, считает, что одной из причин потенциального интереса к русской литературе в мире является и мотив страноведческий: „Что такое современная Россия, кто ее населяет, что меняется в ней и каким образом?“ (Савкина, И.: Герои каптруда и ударники потребления  In Знамя, 2011/2). В этом с ней трудно не согласиться, и добавим, суммаризируя собственный опыт, что страноведческий аспект при соприкосновении с русской литературой осваивается не только в синхроническом, но и диахроническом аспекте (помогая осознать причины и процессы становления русской ментальности и способа жизни). Часто в процессе разъяснения русских реалий с использованием произведений литературы и происходит постепенное формирование культурно-исторической компетенции учащихся, их лучшее понимание россиян сегодняшних.
С точки зрения развития межкультурной компетенции на семинарах РКИ необходимо рассматривать и рецепцию русской литературы в словацком культурном пространстве. Именно поэтому мы затрагиваем и актуальный в последние два десятилетия вопрос о снижении интереса студентов словацких вузов к русской литературе и пытаемся охарактеризовать главные причины данной ситуации. В связи с этим анализируем, что именно в русской литературе сегодня потенциально интересно для молодого словацкого читателя, а также основные тенденции и особенности восприятия русской литературы студентами братиславских вузов (университета им. Я.А.Коменского и Экономического университета). В каждой новой группе первокурсников мы уже на протяжени пяти лет проводим вступительный (анонимный) ассоциативный тест на словацком языке, в котором задаём понятия-стимулы русская культура, русская литература, русский автор, русский литературный герой, русская книга. Результаты нашего ассоциативного тестирования будут также подробно проанализированы с точки зрения заявленой тематики нашего выступления. Как видим, проблематика включения русской литературы в процесс преподавания РКИ чрезвычайно широка, раскрыть её в одной статье не представляется возможным, но мы, исходя из нашего преподавательского опыта, всё-таки попытаемся коснуться наиболее существенных моментов.