XLIV Международная филологическая научная конференция

Я, мой двойник и Другой: границы и коды «своего» и «чужого» в «Телени, или оборотная сторона медали»

Анастасия Яшина
Докладчик
Южный федеральный университет

190
2015-03-12
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В поздневикторианском анонимном романе «Телени, или Оборотная сторона медали», зачастую приписываемом О. Уайльду, классическая дихотомия «Я — Другой» осложняется введением третьего участника отношений — двойника. В докладе предполагается проанализировать, какие именно свойства последнего определяют его двойничество по отношению к протагонисту; какие черты, с точки зрения протагониста, при этом оказываются присущи Другому; где для протагониста заканчивается «свое» и начинается «чужое».

Тезисы

1. Специфику взаимоотношений, равно как и распределение ролей внутри триады «Я — двойник — Другой» в романе «Телени» определяет антиномия двух дискурсов — гомо- и гетеросексуальной культуры.
2. По сравнению с их традиционной интерпретацией тут они меняются местами: обычно воспринимаемый как маргинальный гомосексуальный дискурс предстает в романе как избыточно маскулинный, а значит доминантный; гетеросексуальный же дискурс, определяемый связью мужчины с женщиной (классическим Другим в европейской культуре), напротив, маргинализируется.
3. Соответственно, границы гомосексуальной среды, в которую с подачи де Грие вовлекается протагонист Телени, очерчивают для последнего поле «своего», которому противопоставляется поле «чужого» — гетеросексуального.
4. Отношения Телени и де Грие основываются на их необычной и даже сверхъестественной похожести и определяются мгновенно возникающей между ними эмпатией, — не только психологической, но и телесной.
5. Этой гармоничной связи между равными (помимо прочего, любовники принадлежат к одному социальному слою) противопоставляются отношения Телени с женщинами, строящиеся преимущественно в негативных терминах физиологии и служащие инструментом для достижения одной цели — викторианской гетеросексуальной инициации в ее маскулинной модели.
6. Таким образом, протагонист расставляет маркеры «своего» и «чужого» основываясь на принадлежности объекта к тому или иному биологическому полу. Однако в действительности тут имеется в виду лишь определенный набор характеристик, которые Телени оценивает либо как типично «женские», либо как типично «мужские», соответственно, наделяя их отрицательной или положительной коннотацией.