Ябеда как одна из ключевых единиц русской правовой ментальности
Сергей Николаевич Гаврилов
Докладчик
доцент
адвокат Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга
адвокат Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга
195
2015-03-11
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе дается общая характеристика этимологии слова
ябеда; представлены основные результаты историко-этимологического анализа
слова; сделаны выводы относительно значения
феномена ябеды для изучения русской
ментальности и правосознания.
Тезисы
Ябеда как одна из
ключевых единиц русской правовой ментальности
1. Этимология
слова ябеда. В древнерусском
языке существовал термин ябетьникъ (Абетник) – ст. 1 Русской Правды (Кр.ред.): «любо ябетникъ, любо
мечник».
По мнению отдельных авторов, слово ябеда немецкого (В.О.Ключевский), древнескандинавского
embǽtti «должность»,
«служба», «пост» (А.Г.Преображенский,
П.Я.Черных, М.Фасмер) происхождения, либо, заимствованное из германского языка,
является передачей древнеисландского «embǼttiis - служащий»
(Н.М. Шанский).
2. Историко-этимологический анализ слова ябеда.
2.1.
В процессе исторического развития слово ябеда
утратило в своем значении нейтральность (должностное судебное лицо) и приобрело отрицательную коннотацию
(сутяжник, крючкотвор, доносчик, клеветник и др.).
2.2.
Развивалось несколько значений слова ябеда,
существовавших параллельно: 1) прошение,
поданное в суд или другое правительственное учреждение, судебное дело, процесс; 2) клевета;
3) крючкотворство, сутяжничество.
При
этом происходило перераспределение ядерной и периферийной зон значения слова.
2.3.
Не позднее первой трети ХХ века сема (3) перемещается в периферийную зону.
Предположительно в это же время произошла актуализация значения доносчик, наушник, стукач.
2.4.
В целях исследования феномена представляется важным:
- выявить и провести анализ лексико-семантических
парадигм слова ябеда;
- установить динамику (периоды), причины и особенности
смены состава ядерной и периферийной зон значения слова ябеда и, в частности, момент входа в ядерную зону семы (3), обозначавшей
ябеду «процессуальную» (ябедники обвинялись в «составных вымыслах и лукавстве» (1697 г.), «напрасном и докучном челобитьи» (1720 г.), «хитро сплетаемых происках» (1762 г.)).
3. Значение ябеды для изучения русской ментальности
и правосознания. Слово ябеда связано с основной категорией
славянской этики и ключевым, для русской ментальности словом Правда. Ябеда является ее - Правды
- антиподом и «когнитивной тенью» («ябеда
как неправда»). Исследование ябеды позволяет расширить понимание самого
феномена Правда.
3.1. Находящаяся в фокусе антитезы «Правда-Справедливость - Правда-Истина», ябеда является одним из «ключей» к русской правовой ментальности.
3.2. Будучи своеобразным индикатором отношения русского
правосознания к ряду юридических феноменов, ябеда
- явление для понимания русской правовой ментальности мониторинговое.
Само изменение семантики (коннотации) слова ябеда отражает генезис и эволюцию в
русском правосознании образов тех явлений, которые связанны с правовой сферой: процессуальный закон, процессуальная форма, состязательность, доказывание, судебное представительство
и др.
3.3. Феномен ябеды
способен многое прояснить в части основных отличий «западной» и «традиционной
русской» парадигм правопонимания. Ябедничество
рельефно демонстрировало то, что называлось «правым по закону, но неправым по
совести» (ябедники «всякие вымыслы
противу правды стараются употреблять» (1752 г.)).
В этой связи важны особенности сосуществования в правосознании ябеды
«процессуальной» («сутяжничество, соединенное с крючкотворством, имеющее
целью получить судебным порядком…»), с ябедой
«материальной» («… чего не подобает»).
3.4. Через призму ябедничества
возможно рассмотреть особенности восприятия русским правосознанием формально-юридического,
«западного» процессуального закона и
полного субъективизма, неформализованного, носящего восстановительный характер,
русского народного право-судия,
основанного на Обычном праве.
3.5. Нормативные правовые акты периода XV-XIX веков, материалы судебной практики о ябедниках и ряд других
источников позволяют делать выводы о сути понимания законодателем и
правоприменителем того, что определялось ябедой,
а значит, неправдой в юридическом
контексте.
3.6. Феномен ябеды
для современного права, закона и правосознания остается актуальным, но
обозначается по-иному: злоупотребление
правом, шикана, рейдерство, нарушение норм адвокатской этики и др.