XLIV Международная филологическая научная конференция

Использование метода case-study в обучении иностранному языку

Любовь Георгиевна Чернова
Докладчик
старший преподаватель
Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского

12
2015-03-13
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад (статья) посвящен проблемам использования метода case-study при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. В статье рассматриваются цели и задача метода кейсов, этапы его применения, а также результаты, к которым должны прийти студенты после применения в ходе занятия метода разбора конкретной ситуации (проблемы). Метод case-study следует применять для формирования коммуникативной, лингвистической, предметной и других компетенций будущих специалистов.

Тезисы

Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Целью метода case study является анализ предложенной преподавателем конкретной ситуации и дополнительных информационных материалов (с использованием потенциала группы студентов), выработка оптимального решения и представление его аудитории. Использование данного метода наиболее эффективно при обучении студентов неязыковых вузов языку делового общения и языку специальности. Работа над поставленной проблемной ситуацией происходит в группах студентов, и ее можно условно разделить на следующие этапы:
  • анализ представленного материала, формулировка проблемы;
  • обсуждение различных вариантов решения проблемы;
  • выбор лучшего варианта решения на основе сравнения всех предложенных вариантов;
  • презентация и защита решения.
Этап первый – анализ представленного материала может производиться с учетом конкретного вопроса или охватывать все аспекты ситуации, что зависит от формулировки задания. Этап второй - обсуждение различных вариантов решения проблемы происходит в группах (3 – 5 человек). Если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок, то обсуждение происходит на иностранном языке. Это наилучший вариант для того, чтобы студенты как можно активнее использовали лексический запас, грамматические и стилистические навыки построения предложений на иностранном языке. Преподаватель контролирует этот процесс. Учащиеся в ходе работы над определённым кейсом находятся в виде интерактивного процесса принятия решений. Презентация и защита решения может быть представлена как в устной, так и в письменной форме. На этом этапе происходит анализ и обсуждение совместной деятельности, основной задачей которого является проявление образовательных и учебных результатов работы с кейсом.
Ключевым моментом является то, что проблемная ситуаци должна быть актуальной, взятой из реальной жизни. Использование метода конкретных ситуаций позволяет:
  • учитывать учебные, личные интересы и потребности студентов, их индивидуально-психологические особенности;
  • осуществлять контроль знаний по иностранному языку;
  • применять все формы аудиторной работы с обучающимися: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную;
  • развивать все виды речевой деятельности: чтение (обзорное, селективное, детальное), говорение (монологическая, диалогическая речь), письмо (составление плана, написание эссе и т.д.), аудирование и перевод;
  • осуществлять межпредметные связи;
  • стимулировать творческую активность учащихся.
Применение метода case-study предъявляет высокие требования к уровню подготовки студентов. Сложной задачей для преподавателя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.Итак, кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Метод case-study способствует развитию навыков самоанализа, а также аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных навыков учащихся.