XLIV Международная филологическая научная конференция

Сверхрациональное через призму эстетики невыразимого в фильме братьев Дарденн «Молчание Лорны»

Роман Максович Перельштейн
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Кинозал
2015-03-12
15:20 - 15:55

Ключевые слова, аннотация

Высокое искусство всегда пронизано интуициями развитого религиозного сознания. Но язык выражения этих интуиций не всегда совпадает, как выразился Г. Померанц, «с прежними следами прикосновения Духа, со всеми теми словами, в которых отпечатались откровения прошлого». Новые слова и образы не смущают нас, если они внушены чувством священного. Не потому ли христианский дискурс «моральных сказок» братьев Дарденн лишен морализаторства и дидактики.

Тезисы

В картине «Молчание Лорны» (2008) братья Дарденн обнаруживают всю силу сверхрационального порыва, который воспринимается окружающими как  нечто иррациональное, абсолютно необъяснимое с точки зрения здравого смысла.
Авторы «Молчания Лорны» не склонны ассоциировать образ сумеречного леса со сферой подсознания, как это стало принято в экзистенциальном кинематографе, отдающим щедрую дань психоанализу.
Дарденны избегают обращения к психической реальности, так как специфическая образность, которая оказывается ей подстать, замутняет метафизические ключи, из которых они черпают сюжеты для своих историй.
Дарденны уходят от поверхностного прочтения символической  природы искусства, отсюда и их пристрастие к «физиологическому очерку», но они не забывают, что символ является мостом между видимым и невидимым миром.
Главная заслуга братьев Дарденн состоит в том, что они, беспрестанно обращаясь к «маленькому человеку», не делают из него жертву обстоятельств и не снимают с него ответственности. Напротив, они заставляют "маленького человека" вырастать над сами собой.