XLIV Международная филологическая научная конференция

Албанцы с. Мандрицы: материалы экспедиции 2014 г. в Болгарию

Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Греческий институт
2015-03-12
13:40 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе прозвучат результаты полевых исследований комплексной экспедиции в с. Мандрицу (Болгария). Мандрица была основана албанцами-православными, выходцами из Юго-Восточной Албании (область Корчи) в 1635 г. В годы расцвета села здесь насчитывалось до 250 домов, а население составляло около 3000 человек. До настоящего времени жители села сохраняют албанский говор и, в значительной степени, албанскую идентичность. В докладе будут освещены хозяйственные занятия, традиционный костюм, художественный текстиль, а также широкий круг этнолингвистических вопросов.

Тезисы

В июне 2014 г. состоялась международная экспедиция в село Мандрица (область Хасково, община Ивайловград), расположенное на юге Болгарии – в пограничной зоне трех стран: Болгарии, Греции и Турции. Данная поездка стала первым этапом исследовательского проекта болгарских и российских ученых по изучению албанцев Болгарии. В работе экспедиции приняли участие: А.А. Новик (МАЭ РАН), Д.С. Ермолин (МАЭ РАН), Р. Христова-Бейлери и Л. Бейлери (Софийский университет им. Климента Охридского).
Мандрица была основана албанцами-православными, выходцами из Юго-Восточной Албании (область Корчи), согласно имеющимся данным, в 1635 г. В годы расцвета села здесь насчитывалось до 250 домов, а население составляло около 3000 человек. До настоящего времени жители села сохраняют албанский говор и, в значительной степени, албанскую идентичность. Свободно говорят по-албански представители старшего поколения. Люди 40-летнего возраста еще хорошо понимают и могут поддержать беседу на родном говоре. Младшие – лишь понимают, но уже не говорят по-албански. Мандрица традиционно жила за счет рукоделия своих женщин. В этой зоне юга Болгарии на протяжении длительного периода занимались разведением шелковичного червя (алб. диал. pipka, болг. буби) и производством шелка-сырца. Это занятие было столь успешным, что позволяло албанским семьям обеспечивать стабильный заработок и слыть в округе весьма зажиточными. О прежнем благополучии села свидетельствуют дома местных жителей, построенные в XIX – начале XX в. Как правило, все они двух- и трехэтажные. В таких домах один этаж прежде отводили специально для разведения шелковичного червя и изготовления и обработки шелка-сырца. Разведение шелкопряда и производство шелковых тканей тесным образом связано с изготовлением комплекса традиционной одежды албанцев Мандрицы. В женском комплексе костюма большое количество элементов изготавливали из шелка – это нарядная рубаха, пояс и проч. В мужском костюме также были представлены знаково важные элементы – рубаха и др., – которые шили из шелка. В последнем случае важно то, что использование шелковых элементов в мужском костюме у православных албанцев коррелирует с отсутствием запрета на ношение шелковой одежды мужчинами в христианстве – в отличие от мусульман, которым Коран (касательно мужчин) прямо запрещает носить одежду из шелка, предписывая ее исключительно для женского гардероба. В системе этногенетических легенд важное место отводится не только шелку и одежде из него, но и в целом костюму, что говорит о чрезвычайно важной роли, которую он играл в прошлом. Так, албанцы Мандрицы до сегодняшнего дня «вспоминают» о том, как возникло село Вифкукь, откуда пришли их предки. Комплекс женского традиционного костюма албанцев Мандрицы достаточно хорошо сохранился до наших дней – его можно увидеть не только в сундуках и шкафах старожилов, но и во время праздников, считающихся местными жителями албанскими. К таким традиционным праздникам относится день Богородицы, на который приезжают уроженцы села из ближайшей округи, а также из дальних регионов Болгарии и зарубежья и, самое главное, соотечественники из Греции. В Греции выходцами из Мандрицы было основано еще два села: Мандрес (другое название Кота) и Зангливер. Регулярные, проводимые в последние десятилетия практически ежегодно собрания уроженцев села (происходит это в последнюю субботу июня) становятся праздником  уже не только религиозным, но, главное, акцией демонстрации албанской идентичности. Экспедицией 2014 г. было зафиксировано сохранение бытования элементов костюма с традиционными орнаментами: например, декоративный узор buollit sy (алб. диал. ʻглаз буйволаʼ). Изображение «глаз буйвола» на женском фартухе, скорее всего, должно было способствовать фертильности, способности к рождению многочисленного потомства, желательно мужского пола (здесь очевидна аналогия: пахота, щедрый урожай, пополнение запасов, увеличение приплода скота – увеличение числа детей, мужское потомство, способность рожать здоровых и крепких детей).