XLIV Международная филологическая научная конференция

Эволюция образа героя-странника: от немецкого «романа воспитания» к английскому «роману судьбы»

Эльмира Викторовна Васильева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2015-03-13
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается эволюция образа героя-странника — одного из ключевых образов и структурных элементов немецкого «романа воспитания» XVIII в. и английского «романа судьбы» XIX в. Материалом для сравнительного анализа послужили дилогия И. В. Гете о Вильгельме Мейстере и роман «Жены и дочери» викторианской писательницы Э. Гаскелл.

Тезисы

Несмотря на то, что И. В. Гете не является создателем образа героя-странника, именно в «романе воспитания», образцом которого по праву считают его романы «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствований Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся» (1821), путешествие, предпринимаемое героем, становится важнейшим элементом в структуре произведения. При этом большое значение имеет метафорическая составляющая «странствования»: перемещения героя в пространстве служат метафорой его движения по жизни, его развития и становления.
«Роман воспитания», сформировавшийся в Германии в конце XVIII в., послужил источником для специфической жанровой разновидности романа, часто появляющейся в творчестве британских авторов в 1830х–1860х гг. Ряд отечественных и западных исследователей предлагает называть эти произведения также «романами воспитания», однако более уместным оказывается термин «роман судьбы». Преемственность между двумя жанровыми разновидностями обеспечивается за счет элемента путешествия как метафорического странствования по жизни.

Так, в романах английской писательницы Элизабет Гаскелл (1810–1865) путешествия героев маркируют прохождение ими важных рубежей в своем развитии. Применительно к ее творчеству можно говорить о широкой «географии» романов, в которых за разными героями закреплены разные локации. К примеру, в самом «камерном» из романов Гаскелл — в «Крэнфорде» (1853), действие которого происходит в маленьком провинциальном городке, — география расширяется за счет введения в сюжет героя по имени Питер Дженкинс, прожившего большую часть жизни в Индии. В известном романе «Север и Юг» (1855) переезд главной героини из южного региона Великобритании на промышленный север страны служит более полному раскрытию ее образа и позволяет показать ее становление в изменившихся условиях. Наиболее же полно этот прием реализуется в последнем романе писательницы «Жены и дочери» (1866). За каждым из четырех центральных героев текста закреплено определенное место на карте мира, что позволяет писательнице более глубоко и точно раскрывать характеры и показывать их становление.