«Тот свет» в «Новогоднем» М. И. Цветаевой
Константин Михайлович Ворович
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2014-04-11
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются образы того света и бытия после смерти в поэме М. И. Цветаевой "Новогоднее", в том числе анализируются и интерпретируются момент окончания земного бытия Рильке и перехода на тот свет, связанная с переходом в инобытие трансформация духа, темпоральные и пространственные особенности организации того света в сопоставлении с этим и возможность коммуникации между ними, на основании чего делаются выводы о представленной в "Новогоднем" индивидуальной поэтической онтологии Цветаевой.
Тезисы
Тема смерти и последующего внеземного существования является
одной из важнейших в мировой культуре и литературе. К этой теме постоянно
обращается и Марина Ивановна Цветаева.
В декабре 1926 года умер немецкий поэт Райнер Рильке, которого Цветаева считала «великим поэтом всей современности», «воплощенной поэзией». Эта утрата глубоко потрясла Цветаеву. Переживания Цветаевой, перекликаясь с предыдущей перепиской с Рильке, отразились в поэме «Новогоднее» - последнем письме к уже ушедшему поэту, в котором Цветаева следует стихотворной мыслью за Рильке на тот свет.
Жизнь и смерть в «Новогоднем» лишены традиционной оппозиции. Смерть в поэме представлена как притягательное освобождение от ограниченности земного бытия, позволяющее вырваться из повседневной тщеты и перенестись в прекрасное пространство того света. Так, смерть Рильке преодолевая земную ограниченность, перенесла его в “лучшее” пространство, характеризующееся безвременностью, всеязычностью и топографической высотой, которой сопутствует высота духовная. В новых расширивших чувственные и познавательные возможности условиях, позволяющих видеть и слышать не только больше, но и глубже, продолжается не жизнь и не смерть поэта, а его ино-бытие. В тоже время, для поэта Рильке ино-бытие продолжается не только на том, но и на этом свете, где ему предназначена третья форма бытия – ни жизнь, ни смерть, а искусство, которым поэт остается в пространстве памяти культуры и «никогда не может умереть, поскольку он умирает именно теперь (вечно!). В каждом любящем заново, и в каждом любящем – вечно».
Анализ представлений о «бытии» после смерти в «Новогоднем» позволяет глубже понять мировоззрение поэтессы, ее творчество в этот период, в том числе саму поэму, в которой Цветаева представляет индивидуальную поэтическую онтологию. В тоже время, анализ образов смерти и того света в других произведениях Цветаевой, позволит проследить динамику развития ее представлений о загробном мире.
В декабре 1926 года умер немецкий поэт Райнер Рильке, которого Цветаева считала «великим поэтом всей современности», «воплощенной поэзией». Эта утрата глубоко потрясла Цветаеву. Переживания Цветаевой, перекликаясь с предыдущей перепиской с Рильке, отразились в поэме «Новогоднее» - последнем письме к уже ушедшему поэту, в котором Цветаева следует стихотворной мыслью за Рильке на тот свет.
Жизнь и смерть в «Новогоднем» лишены традиционной оппозиции. Смерть в поэме представлена как притягательное освобождение от ограниченности земного бытия, позволяющее вырваться из повседневной тщеты и перенестись в прекрасное пространство того света. Так, смерть Рильке преодолевая земную ограниченность, перенесла его в “лучшее” пространство, характеризующееся безвременностью, всеязычностью и топографической высотой, которой сопутствует высота духовная. В новых расширивших чувственные и познавательные возможности условиях, позволяющих видеть и слышать не только больше, но и глубже, продолжается не жизнь и не смерть поэта, а его ино-бытие. В тоже время, для поэта Рильке ино-бытие продолжается не только на том, но и на этом свете, где ему предназначена третья форма бытия – ни жизнь, ни смерть, а искусство, которым поэт остается в пространстве памяти культуры и «никогда не может умереть, поскольку он умирает именно теперь (вечно!). В каждом любящем заново, и в каждом любящем – вечно».
Анализ представлений о «бытии» после смерти в «Новогоднем» позволяет глубже понять мировоззрение поэтессы, ее творчество в этот период, в том числе саму поэму, в которой Цветаева представляет индивидуальную поэтическую онтологию. В тоже время, анализ образов смерти и того света в других произведениях Цветаевой, позволит проследить динамику развития ее представлений о загробном мире.