XVII Международная конференция студентов-филологов

Специфика реализации стратегии самопрезентации в англоязычном интернет-общении (на основе анализа результатов эксперимента)

Кристина Константиновна Гриценко
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет

184
2014-04-10
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности реализации стратегии самопрезентации в интернет-общении. Исследование стратегии самопрезентации предполагает как анализ уже состоявшегося взаимодействия (представленного в чатах, блогах, на форумах), так и проведение эксперимента, направленного на выявление особенностей восприятия потенциальными коммуникантами стратегий самопрезентации, задействованных другими участниками интернет-общения. На основе результатов эксперимента был проведен сопоставительный анализ принципов реализации стратегии самопрезентации в англоязычном и русскоязычном интернет-общении.

Тезисы

Чтобы проанализировать то, как стратегия самопрезентации реализуется участниками интернет-общения, и то, как это способствует развитию коммуникативного взаимодействия, был разработан эксперимент, направленный на выявление особенностей восприятия потенциальными коммуникантами стратегий самопрезентации, задействованных другими участниками интернет-общения. На этапе планирования эксперимента были сформулированы следующие гипотезы: (1)В интернет-пространстве исчезает аудиовизуальная поддержка коммуникации, что создает возможность вуалирования реальной идентичности и выстраивания нового более благоприятного имиджа, однако коммуникант не способен полностью скрыть реальную идентичность, поскольку его речевая деятельность содержит многообразные гендерные, возрастные и социокультурные маркеры, которые, как представляется, могут быть распознаны другими участниками коммуникации.(2) Применяя коммуникативную стратегию самопрезентации, участники интернет-коммуникации опираются на такие тактики, которые позволяют создать в интернет-пространстве статусно-ролевую иерархию, поэтому самопрезентация прежде всего ориентирована на формирование некоего целостного образа реального коммуниканта. Предварительная обработка полученных результатов позволяет наметить следующие тенденции: (1)использование графических маркеров (эмотиконов) в речевой деятельности расценивается испытуемыми как проявление дружелюбия (70,25%); (2) использование уменьшительно-ласкательных конструкций и междометий атрибутируется участникам интернет-общения женского пола; (3) использование иностранных слов и слэнга в русскоязычном интернет-взаимодействии расценивается как проявление хорошего знания заявленной темы и способ выделиться среди других участников (экспертная тактика). В докладе рассматриваются эти и некоторые другие результаты эксперимента, предлагаются статистические данные и проводится сопоставительный анализ принципов реализации стратегии самопрезентации в англоязычном и русскоязычном интернет-общении.