Специфика реализации стратегии самопрезентации в англоязычном интернет-общении (на основе анализа результатов эксперимента)
Кристина Константиновна Гриценко
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
184
2014-04-10
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются
особенности реализации стратегии самопрезентации в интернет-общении. Исследование
стратегии самопрезентации предполагает как анализ уже состоявшегося взаимодействия (представленного
в чатах, блогах, на форумах), так и проведение эксперимента, направленного на
выявление особенностей восприятия потенциальными коммуникантами стратегий самопрезентации,
задействованных другими участниками интернет-общения. На основе результатов
эксперимента был проведен сопоставительный анализ принципов реализации
стратегии самопрезентации в англоязычном и русскоязычном интернет-общении.
Тезисы
Чтобы проанализировать то, как стратегия
самопрезентации реализуется участниками интернет-общения, и то, как это
способствует развитию коммуникативного взаимодействия, был разработан эксперимент,
направленный на выявление особенностей восприятия потенциальными коммуникантами
стратегий самопрезентации, задействованных другими участниками интернет-общения. На этапе планирования эксперимента были сформулированы следующие
гипотезы: (1)В интернет-пространстве исчезает аудиовизуальная поддержка
коммуникации, что создает возможность вуалирования реальной идентичности и
выстраивания нового более благоприятного имиджа, однако коммуникант не способен
полностью скрыть реальную идентичность, поскольку его речевая деятельность
содержит многообразные гендерные, возрастные и социокультурные маркеры,
которые, как представляется, могут быть распознаны другими участниками
коммуникации.(2) Применяя коммуникативную
стратегию самопрезентации, участники интернет-коммуникации опираются на такие
тактики, которые позволяют создать в интернет-пространстве статусно-ролевую
иерархию, поэтому самопрезентация прежде всего ориентирована на формирование
некоего целостного образа реального коммуниканта.
Предварительная обработка полученных результатов позволяет наметить следующие тенденции:
(1)использование графических маркеров (эмотиконов) в речевой деятельности расценивается
испытуемыми как проявление дружелюбия (70,25%); (2) использование уменьшительно-ласкательных
конструкций и междометий атрибутируется участникам интернет-общения женского
пола; (3) использование иностранных слов и слэнга в русскоязычном интернет-взаимодействии
расценивается как проявление хорошего знания заявленной темы и способ выделиться
среди других участников (экспертная тактика). В
докладе рассматриваются эти и некоторые другие результаты эксперимента,
предлагаются статистические данные и проводится сопоставительный анализ
принципов реализации стратегии самопрезентации в англоязычном и русскоязычном
интернет-общении.