К роману Джулиана Барнса "История мира в 10 1/2 главах": проблематика
Александра Сергеевна Викулина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-04-10
16:10 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается роман Джулиана Барнса «История
мира в 10 ½ главах». Объектом пристального внимания у автора становится призма
человеческого сознания, отражающего историю, а также фрагментарные воплощения
реальности. Книга дразнит историю и читателя. История в романе не предполагает
целостности, непрерывности границ во времени и пространстве. Происходит
нарочитое разрушение целостности, стройности, законченности эстетической
системы в пользу игрового освоения пространства.
Тезисы
“История
мира? Всего лишь эхо голосов во тьме; образы, которые светят несколько веков, а
потом исчезают; мы
придумываем свою повесть, чтобы обойти факты, которых не знаем или которые не хотим
принять; берем несколько подлинных фактов и строим на них новый сюжет. Фабуляция
умеряет нашу панику и нашу боль, мы называем это историей”. По
утверждению Н. Киреевой, одним из характерных признаков английского
постмодернистского романа является своеобразная “одержимость историей”. Более
того, современная литература характеризуется сближением с историей, являясь
предметом размышлений таких теоретиков, как Х. Уайт, Л. Хатчеон, нарратологов
Р. Холтона, Т. Дочерти. Историческое повествование все более начинает походить
на словесный вымысел, формы которого имеют все больше общего с литературой,
нежели наукой. Философия постструктурализма также изменяет концепцию истории,
лишая ее линейности, детерминизма и завершенности, и теперь противопоставляет
принципы нелинейности и инвариантности. История становится открытым
пространством для бесконечных трансформаций. Рассматривая в основном события
“прошлого”, Дж. Барнс, с одной стороны, бросает вызов достоверности, эпатируя
читателя, разновекторно осваивая историю мира, а с другой – демонстрирует философски обусловленный подход к восприятию
и осмыслению истории, противопоставляя ей любовь и правду. Барнс далеко не
следует канонам «истории», цель которой – воспроизведение динамического
процесса, складывающегося из последовательно сменяющих друг друга фактов,
каждый из которых имеет свою причину и следствие. Автор ставит под сомнение и
систематически деконструирует базовые принципы классического исторического
романа, такие как представление об истории как о силе, моделирующей реальность
и культуру; бесспорность объективного взгляда на реальные события,
сосредоточенного в избранной форме повествовательной инстанции; представление о
незыблемости культурных ценностей цивилизации; взгляд на историю как на
“закрытый текст”.