Принципы моделирования коммуникативного взаимодействия в англоязычных ток-шоу (на основе анализа экспериментальных данных)
Наталия Витальевна Чернова
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
184
2014-04-10
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования состоит
в изучении особенностей коммуникативного взаимодействия участников англоязычных
ток-шоу и формулировании принципов его моделирования. В докладе представлен обзор и интерпретация результатов психолингвистического эксперимента
с англоговорящими испытуемыми, а также освещены некоторые закономерности,
выявленные в ходе проведения эксперимента. Полученные данные позволяют наметить
пути построения динамической модели коммуникации в англоязычных ток-шоу.
Тезисы
С развитием масс-медиа в XX веке появился новый жанр – ток-шоу, широко востребованный на телевидении и сейчас.
Особенности ток-шоу заключаются в том, что коммуникация представляет собой
частично смоделированный полилог, в котором медиаторы направляют общение
согласно заданному сценарию, а гости адаптивно подстраиваются под логику
развития взаимодействия или же отступают от нее, формируя новое направление
дискуссии.
Представляется, однако,
что даже подобная нелинейная коммуникация подчиняется определенным
закономерностям развития, которые невозможно описать с помощью известных
моделей коммуникации. Именно поэтому актуальную задачу представляет разработка
принципов построения модели коммуникации, способной «зафиксировать» динамику
нелинейного коммуникативного взаимодействия.
Для того
чтобы разработать
принципы моделирования коммуникации в англоязычных ток-шоу,
необходимо проведение эксперимента с носителями языка. Наш эксперимент был
направлен на верификацию следующих гипотез: (1) участник коммуникации прежде
всего ориентируется на формальные связи между речевыми действиями коммуникантов,
однако именно содержательные связи будут являться ключевыми для понимания общей логики развития дискуссии и
формулирования ответного речевого действия; (2) целостность и связность
коммуникации являются ее основными характеристиками, без которых участники
общения не смогут выстраивать дальнейшее взаимодействие.
Для верификации гипотез испытуемым предлагалось два
экспериментальных задания: (1) проанализировать разные фрагменты коммуникации
(с более или менее выраженными формальными связями) и оценить их с опорой на
шкалы «понятный-непонятный», «логичный-нелогичный», «целостный-нецелостный», а
также сформулировать основную идею фрагмента и мотивы коммуникантов; (2)
выстроить логику коммуникативного взаимодействия (из перепутанных реплик).
В докладе представлены результаты эксперимента,
позволяющие наметить пути построения динамической модели коммуникации в англоязычных ток-шоу.